Статьи

Морская свинка по имени Sony / Японская философия как секрет успеха

Екатерина Жигало / 13.04.2008 / 19:16

В своей книге «Сделано в Японии» один из основателей компании Sony Акио Морита (Akio Morita) написал: «На днях я услышал анекдот о том, как американец и японец бродили в джунглях и вдруг увидели, как к ним мчится голодный лев. Японец сразу же присел и стал надевать кроссовки. — Если ты думаешь, что сможешь бежать быстрее голодного льва,— ухмыльнулся американец,— ты просто дурак. — Мне не надо бежать быстрее голодного льва,— возразил ему японец,— мне надо лишь обогнать тебя!»

В этой немудреной шутке, пожалуй, и заключена тайна невероятного успеха Sony, которого компании удалось добиться всего за 60 лет. Теперь это транснациональная корпорация с ежегодным оборотом в 70 миллиардов долларов, число сотрудников которой по всему миру давно уже перевалило за 150 тысяч человек.

А ведь начиналось все практически на голом энтузиазме — ну разве можно назвать скромные 500 долларов стартовым капиталом?

СЫН ВОДОЧНОГО КОРОЛЯ

Акио Морита — один из основателей корпорации Sony, талантливый управленец и большой любитель тенниса

Акио Морита родился 26 января 1921 года в городе Нагой в одном из самых известных и почитаемых в Японии семейств. На протяжении почти 300 лет его предки занимались производством саке — напитка, не просто популярного в стране восходящего солнца, но и настоящего символа Японии. Немудрено, что семья Мориты была довольно обеспеченной, так что испытывать лишений ему не пришлось.

Когда Акио немного подрос, Морита-старший начал потихоньку посвящать сына в секреты семейного бизнеса — учил его управлять предприятием, участвовать в деловых переговорах. Ведь согласно древней традиции именно Акио, старший сын в семье, должен был стать следующим владельцем предприятия. Отец пытался объяснить Морите, что хороший управленец — это не тот, кто бранит подчиненных и ищет «козлов отпущения» в случае провала или неудачи. Настоящий хозяин должен уметь так организовать свой бизнес, чтобы в его успехе был заинтересован не только собственник, но и простые служащие. К тому же для японцев работа — понятие гораздо более емкое, чем для любого европейца: это настоящая семья. Так что владелец компании должен уметь быть терпеливым, понимающим, являться для своих подчиненных фактически отцом. Стоит ли говорить, что увольнение сотрудника — ситуация из ряда вон выходящая, обычно конфликты улаживались в мирном порядке. Все эти советы отца, впитанные с самого раннего детства, Акио Морита будет использовать на практике потом, когда создаст свою собственную компанию и сделает ее известной не только в Японии, но и во всем мире.

Кроме учебы и бизнеса Морита, как и любой другой нормальный мальчик, интересовался вещами куда более увлекательными. Он очень любил музыку, и мог часами просиживать около старенькой «Виктролы», меняя пластинки и внимательно наблюдая, как тонкая игла проходит бороздку за бороздкой, извлекая звук с изрядной долей скрежета и шума. А покупка отцом новой дорогой радиолы (она стоила 600 иен, тогда как автомобиль — 1500 иен) перевернула жизнь Мориты: пытаясь понять, как обычная радиолампа заставляет прекрасно звучать старые граммофонные пластинки, он начал интересоваться физикой и механикой. Морита стал покупать книги по электронике, подписался на журналы, публиковавшие статьи о воспроизведении звука и радиотехнике. Тогда же он начал пытаться самостоятельно сконструировать магнитофон, записывающий звук на магнитную проволоку. Правда, все эксперименты оказались неудачными, но зато они помогли Морите «подтянуть» физику и поступить в Осакский университет на факультет прикладной физики.

Sony стала первой японской компанией, чьи акции начали продаваться через финансовую Мекку — Нью-Йоркскую фондовую биржу. Произошло это в 1963 году

ПЕРЕКРЕСТОК

Масару Ибука — «мозг» корпорации Sony

Когда Япония вступила во Вторую мировую войну, Акио Морита сдал экзамены и поступил на бессрочную службу в ВМС. Впрочем, от этого его жизнь мало изменилась — он числился военнослужащим, прикомандированным к университету, а потому мог без проблем продолжать изучение физики. По окончании университета он стал военно-морским инженером и был отправлен на базу корпуса морской пехоты в Хамамапу, недалеко от Нагой, для прохождения курса военной подготовки. По прошествии четырех месяцев Мориту определили в специальную проектную группу, которая занималась разработкой приборов теплового наведения. В состав группы входил еще один перспективный ученый, молодой инженер-электронщик Масару Ибука (Masaru Ibuka). Как и Морита, Ибука с детства увлекался электроникой — еще в школе он без всякой лицензии, практически подпольно, смастерил радиоприемник, а во время учебы в университете участвовал в проекте по оборудованию устройствами громкой связи стадиона для Дальневосточных Олимпийских Игр. Несмотря на то, что Ибука был на 13 лет старше Мориты, молодые люди крепко сдружились — еще бы, ведь оба они почти маниакально увлекались физикой.

В 1945 году, когда кончилась война, вся Япония вздохнула с облегчением. Конечно, страна была разрушена почти полностью — дома и дороги превратились в руины, транспортная сеть была уничтожена, свирепствовали болезни, а в Токио четверть населения страдала от туберкулеза. Но, с другой стороны, даже «худой мир лучше доброй ссоры», а японское сознание тем от нашего и отличается: вместо того чтобы предаваться унынию, японцы, как трудолюбивые муравьи, готовы снова подниматься на ноги и работать, работать, работать.

Морита вернулся домой, в Нагой, а вскоре уехал в Токио — преподавать физику в университете. Там его настигло письмо от Ибуки, который тоже перебрался в Токио — в полуразрушенном помещении завода электронных ламп он открыл компанию с громким названием «Токио цусин кэнкюсе», или «Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций». Правда, первое время компания сидела без работы — просто потому, что ее сотрудники и руководство в лице Ибуки не могли решить, производством каких товаров им стоит заняться в первую очередь. В итоге было принято решение — начать выпускать бытовые рисоварки. Устройство было примитивным до неприличия: на дно деревянного чана были уложены спиральные электропроводы. В чан засыпался рис, заливалась вода, электрическая цепь замыкалась, и ток начинал нагревать рис. Когда рис был готов и начинал сохнуть, он переставал проводить ток, и рисоварка отключалась. Но создать работоспособный образец так и не удалось: рис выходил то недоваренным, то переваренным, сотрудники с отвращением сплевывали клейкую массу и недовольно роптали. Поэтому от затеи пришлось отказаться, и заняться вещами более простыми — выпуском электрогрелок, которые неплохо продавались и приносили фирме небольшой доход.

Первая продукция будущей компании Sony выглядела, прямо скажем, не очень конкурентоспособной. Кто мог знать, что «вырастет» из этих рисоварок

Но всю жизнь заниматься грелками Ибуке было неинтересно, его захватила другая идея: по окончании войны был снят запрет на прослушивание радиопередач на коротких волнах, и коротковолновые приемники начали пользоваться спросом — это было одно из самых недорогих развлечений, доступных в разоренной Японии. Но создание такого приемника было делом дорогостоящим — в первую очередь потому, что для его производства требовались радиолампы, которые можно было приобрести только на черном рынке и за очень большие деньги. Морита, которому Ибука рассказал о своих трудностях, предложил другу создать совместную компанию и финансировать ее тоже вместе. Правда, для этого требовалось получить согласие Мориты-старшего, ведь по сути Ибука забирал из семьи старшего сына, наследника, будущего владельца семейного предприятия. Однако, как ни странно, все прошло более чем гладко, отец Акио сказал: «Если мой сын хочет заняться чем-нибудь еще, чтобы реализовать себя или найти применение своим способностям, я не буду ему мешать. Делай, что тебе больше нравится». Так, с благословения Мориты-старшего (и, прямо скажем, не без его финансовой помощи) в апреле 1946 года была открыта компания «Токио цусин коге», или Токийская компания телесвязи (Totsuko).

Именно благодаря компании Sony надпись «Made in Japan» стала своеобразным сертификатом качества во всем мире

МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК

В августе того же года Морита и Ибука получили уведомление о том, что универмаг «Сирокия», в котором к тому времени «квартировала» их компания, будет восстанавливаться, а посему арендаторам следует как можно быстрее покинуть здание. Срочно пришлось искать новый офис, что в условиях тотального дефицита денег сделать было почти невозможно. Наконец друзьям удалось найти небольшую полуразрушенную деревянную лачугу на южной окраине города. И, несмотря на то, что это помещение было более просторным, разместиться в нем с комфортом не получалось — со стен с грохотом отваливалась штукатурка, трещины, оставшиеся после бомбежек, росли на глазах, к тому же протекала крыша, так что во время ливней сотрудникам компании приходилось укрывать свои столы раскрытыми зонтиками.

Этим неприятности не ограничивались — опять приходилось в срочном порядке решать, производством каких электронных устройств стоит заняться. Обсуждалась идея о выпуске радиоприемников, но Ибука от этого упорно отказывался. Он считал, что крупные японские компании, которые в первые годы после окончания войны «затихли», вскоре снова станут на ноги и будут перепродавать компоненты для этих устройств другим компаниям втридорога. Кроме того, Ибука был уверен — и Морита соглашался с компаньоном, — что их совместная компания должна стать новатором, «мозговым трестом», который будет производить товары, не имеющие аналогов в мире.

К решению проблемы компания подошла с умом — было проведено своеобразное маркетинговое исследование. Оно показало, что в большинстве японских семей есть старые, еще довоенные музыкальные проигрыватели, деталей к которым катастрофически не хватает. «Токио цусин коге» начала выпускать двигатели и звукосниматели для старых проигрывателей, которые японцы охотно покупали — новые проигрыватели стоили слишком дорого, а слушать джазовые пластинки, которые американцы привозили в оккупированную страну, хотелось всем. Но больших денег заработать на запчастях не удавалось, нанимать новых сотрудников Ибука и Морита не могли, поэтому им самим приходилось и закупать материалы и детали для фабрики, и грузить товар, и развозить его по магазинам.

Через некоторое время компании удалось получить первый крупный заказ на поставку технического оборудования для японской радиовещательной компании NHK. Ибука, лично привезший новый микшер в NHK, в одном из кабинетов увидел ленточный магнитофон Wilcox-Gay американского производства. Преимуществ перед проволочными магнитофонами, производством которых планировали заняться друзья, у ленточного магнитофона была масса. Ленту было гораздо проще монтировать, она была более компактной (легко умещалась на небольшой бобине), к тому же точность воспроизведения звукозаписи на магнитной ленте была выше. Ибуке удалось буквально на день выпросить магнитофон у руководства радиостанции, продемонстрировать его сотрудникам компании и убедить их в том, что будущее фирмы — именно в производстве таких устройств.

Но принять решение оказалось куда проще, чем реализовать его на практике: ни Ибука, ни Морита не представляли, как и из чего делается магнитная лента, а ведь именно она была сердцем нового проекта. Ленту пытались делать из целлофана, но он не годился — материал быстро растягивался, и прослушать записанную на такую ленту музыку можно было от силы 2-3 раза. Потом пытались использовать бумагу — острыми бритвами ее разрезали на тонкие полосы, а потом покрывали смесью из лака и хорошо прожаренного на чугунной сковороде окисла железа — причем вручную, кисточками, сделанными из мягкой шерсти с брюшка енота. Потом все-таки удалось наладить собственное производство пластика; параллельно шли работы по усовершенствованию механизма магнитофона.

Первый магнитофон, выпущенный Sony, весил 35 килограммов — нехилый такой слоник!

И вот, в июле 1950 года был выпущен первый магнитофон, названный G-Type. Это был громоздкий 35-килограммовый ящик, продавать который планировалось по цене 170 тысяч иен — около 500 долларов, огромная сумма в послевоенной Японии. Для того чтобы рассказать об этом уникальном товаре, Морите приходилось самому ездить по частным фирмам, государственным компаниям, университетам, демонстрируя возможности записи звука и качество воспроизведения. Все зрители были единодушны: магнитофон — штука замечательная, но это всего лишь игрушка, и платить за нее баснословные деньги неразумно. Покидая очередной университет, неудачливый коммивояжер Морита задумался: кому изобретение его компании смогло бы по-настоящему пригодиться? За ответом далеко ходить не пришлось — конечно же, судам, которые после войны испытывали острую нехватку опытных стенографистов. Вскоре Морите удалось провести презентацию магнитофона в Верховном Суде Японии — и наградой стал контракт на поставку аж двадцати устройств. После этого началась «экспансия» в средние школы — специально для них были разработаны более компактные и дешевые магнитофоны, которые использовались для обучения школьников английскому языку.

На рынки некоторых стран Walkman поставлялся под другими названиями: Freestyle, Stowaway, Soundabout

ПИОНЕРЫ ОТ ЭЛЕКТРОНИКИ

В 1952 году, когда бизнес развивался уже более-менее успешно, Ибука решил съездить в США — посмотреть, как там продаются магнитофоны, узнать о производстве самой магнитной ленты. Правда, во время поездки никаких технических секретов Ибука не выведал, зато ему удалось договориться с Western Electric о приобретении лицензии на изобретенный Bell Laboratories транзистор.

С выпуском транзитного радиоприемника TR-55 Sony запоздала на год

В 1953 году началась разработка нового радиоприемника, в котором вместо ненадежных и сильно нагревающихся радиоламп планировалось использовать усовершенствованные транзисторы. Но для этого транзистор, купленный по лицензии, требовалось очень сильно изменить, практически изобрести заново. Почти два года понадобилось химикам и физикам компании на то, чтобы создать «правильный» транзистор и работающий на нем радиоприемник — много, непростительно много времени: в 1954 году американская компания Industrial Development Engineer Associates выпустила первый в мире портативный радиоприемник Regency TR-1, собранный на четырех транзисторах. Так что компания Ибуки и Мориты в этом марафоне к финишу пришла второй — первый японский радиоприемник TR-55 увидел свет только в 1955 году. Правда, справедливости ради стоит отметить, что продукция американской компании не смогла завоевать большой доли рынка, и через несколько лет производство радиоприемников было прекращено. Так что Sony (компания получила это имя в 1958 году) все же удалось выиграть гонку производства транзисторных радиоприемников, пусть и с небольшим опозданием.

Емкость первого компакт-диска была рассчитана на запись Десятой симфонии Людвига ван Бетховена — любимого классического произведения японцев

В 1957 году компания выпустила новый транзисторный приемник, на этот раз «карманный». Правда, сделать его действительно портативным не удалось: сравнительно маленький, он все же не помещался в карман. Поэтому Sony пришлось пойти на небольшую хитрость: рубашки для коммивояжеров, которые ездили по стране и рекламировали новинку, были видоизменены — стандартный нагрудный карман отпороли, а вместо него пришили чуть увеличенный, в который приемник помещался без проблем.

С этими продуктами компании удалось выйти на мировой рынок — в 1960 году была открыта Sony Corporation of America. Одновременно с экспансией на Запад продолжались новые эксперименты с транзисторами — Ибуке пришла в голову идея использовать их для производства телевизоров. Правда, усовершенствовать их удалось не сразу, ведь требовалось сделать их устойчивыми не только к высокому напряжению, но и к высоким темп ературам, которые образуются в процессе работы электронно-лучевой трубки кинескопа.

Портативный телевизор TV8-301 по современным меркам выглядит очень громоздким. А ведь предполагалось, что его будут брать с собой на пикники или просто на прогулки по городу!

В 1960 году был выпущен TV8-301 — первый в мире портативный телевизор. По нынешним меркам выглядел он, конечно, очень нелепо, но в то время это было настоящим прорывом — не зря появление нового продукта Ибука прокомментировал словами «Эпоха радио прошла. Будущее за телевидением». Но черно-белый телевизор — это вовсе не то, чего жаждал мир, и Sony пришлось снова вступить в гонку, призом в которой стала бы слава производителя первого в мире цветного телевизора. В начале 1960-х годов такие разработки вели многие компании, в Америке даже был стандартизирован цветной кинескоп с теневой маской. Однако Sony выбрала другую систему цветности и в 1962 году купили у Paramount Pictures лицензию на изобретенный профессором Калифорнийского университета Эрнестом О. Лоуренсом цветной кинескоп «Хроматрон» (Chromatron). Эта система была серьезно усовершенствована: для фокусировки электронных лучей использовалась одна трубка, теневую маску заменила простая металлическая решетка, увеличилась яркость кинескопа, а потребление электроэнергии стало меньше. И уже в 1968 году Sony выпустила телевизор KV-1310, получивший название «Тринитрон» (Trinitron).

В первом цветном телевизоре Sony Trinitron вместо морально устаревшей теневой маски использовалась дешевая и простая металлическая пластина с прорезями

Параллельно с этим Sony занималась разработкой устройств для записи изображения. В 1963 году был выпущен первый транзисторный видеорекордер PV-100, правда, использовать его в быту было невозможно: мало того, что стоило устройство бешено дорого — 20 миллионов иен! — оно весило около 60 килограммов.

Первый транзисторный видеорекордер PV-100 стоил 20 миллионов иен и весил «всего лишь» 60 килограммов

Еще два года потребовалось инженерам компании на то, чтобы выпустить первый портативный видеорекордер для домашнего использования — CV-2000. Но и это не казалось Масару Ибуке пределом — однажды во время совещания он бросил на стол маленькую книжку в бумажном переплете и сказал, что компания должна создать видеокассету такого же размера, на которую можно записать по меньшей мере одну часовую цветную программу. Этого результата Sony удалось добиться только к 1975 году, когда был выпущен «Бетамакс» (Betamax) — видеомагнитофон для домашнего использования, в котором запись телевизионных передач производилась на полудюймовые видеокассеты, т. е. на 20% меньшие по размеру, чем ставшие популярными к тому времени кассеты формата VHS.

Кассеты для Betamax были на 20% меньше привычных VHS

Первые домашний и портативный CD-плееры

То, что было дальше, — это уже новейшая история, известная практически всем. В 1979 году компания выпустила TPS-L2, он же Walkman, первый портативный аудиоплеер, в 1982 — CDP-101, первый CD-плеер, в 1984 на свет появился Diskman — первый портативный CD-плеер. А там пришло время и для ноутбуков Vaio (1997), карточек памяти Memory Stick (1998), дисков Blu-ray (2003) и многих других продуктов.

Знаменитый Walkman выпускался в двух модификациях — с возможностью подключения одной и двух пар наушников

Первая беспленочная фотокамера Mavica, выпущенная Sony в 1988 году

Мини-дисковая система ZS-1 появилась в 1992 году

Бесполезная, хотя и необычная собака-робот Aibo ERS-110 была представлена Sony в июле 1999 года

Разработка Blu-ray в 2003 году положила начало «второй серии» войны форматов. Первая была разыграна между детищем Sony Betamax и VHS

 

ВЫИГРЫШНАЯ СТАВКА

В конце 1960-х, когда Акио Морита и Масару Ибука только создавали свою компанию, они решили, что заниматься копированием чужих товаров или использовать чужие идеи они не будут. И история доказала, что это было мудрым решением: каждый раз, выпуская на рынок тот или иной продукт — магнитофон, портативный плеер или телевизор, — Sony имела большую фору перед другими компаниями. Год, полгода, несколько месяцев — но какое-то время они оставались монополистами и могли диктовать свои цены, а также задавать направления развития рынка электроники. Многие даже называли Sony «морскими свинками» электронной промышленности — компания для остального рынка была своего рода «экспериментальным материалом». Присматриваясь к разработкам Sony, другие производители выпускали товары, которые завоевали популярность у покупателей, и с радостью наблюдали внушительные промахи, без которых не обошлась история Sony.

Но как бы то ни было, от своей философии компания никогда не отказывалась, что и позволило Акио Морите написать: «Наша стратегия состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их, какие товары им хотелось бы иметь. Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же знаем это». Что ж, спорить с этим не будем.

СОЛНЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК

В 1953 году, во время первой поездки в США, Акио Морита понял — пора срочно менять название компании. Ведь ни один порядочный (и непорядочный) европеец или американец не мог выговорить все эти по-японски шипяще-свистящие слоги. Была предпринята попытка просто перевести название компании на английский, но эта конструкция — Tokyo Telecommunications Engineering Corporation — оказалась очень тяжеловесной. Сокращенное название — Tokio Teletec — тоже не прижилось: оказалось, что оно уже принадлежит одной американской компании.

Ибука и Морита решили, что компания должна носить уникальное имя, которое одновременно будет и символом компании, поэтому оно должно состоять из четырех, максимум пяти букв. Каждый день по нескольку часов партнеры просиживали в кабинете, обсуждая разные варианты названий и отклоняя их одно за другим. В одном из словарей они случайно натолкнулись на латинское слово sonus, что значит «звук». Ну а поскольку бизнес компании был связан со звуком самым непосредственным образом, решено было использовать это слово для названия. Правда, и оно не казалось партнерам идеальным, поэтому его начали видоизменять. Тогда в Японии были в большом ходу американские сленговые словечки, в особенности «sonny-boy», «sonny», т. е. «сынок». Оба эти слова были созвучны слову «sunny», т. е. «солнечный», что, в общем, отражало радостные настроения компаньонов. Но использовать само слово «sonny» было нельзя, поскольку при написании его японскими иероглифами получалась фраза «потерять деньги». Проблему решили очень просто — всего лишь вычеркнув одну букву.

Первый рекламный щит с новым названием был установлен в июне 1957 года на въезде в аэропорт Токио. В январе 1958 года изменение названия было оформлено официально, и в декабре Sony Corporation была включена в список токийской фондовой биржи.

В тему
24.06.2011 / 18:58
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить