Статьи

Идеальный сферический кризис / К СОЖАЛЕНИЮ, БЫВАЕТ ТОЛЬКО В ВАКУУМЕ

Олег Дивов / 27.04.2009 / 12:03

Когда наступает разруха, остаются на плаву те, кто делают еду, и те, кто хоронят тех, кому еды не хватило. В общем, люди, занятые реальным полезным делом. Логично?

Но это логика кризиса в Освенциме — там повара и могильщики обычно жили дольше всех. Логика ущербная, ведь из схемы выпадает лагерная администрация: здоровый румянец и полные карманы золотых зубов. Да, придут русские и повесят гадов. Но у русских есть свои лагеря, и там еще интереснее: помимо вохры, самые сытые — «воры» и «придурки». Те, кто не машут кайлом.

Если дать людям побольше воли, окажется, что в дни кризиса жируют особи из тех же страт. В американскую Великую депрессию или страшную немецкую стагнацию 20-х вкусно ели и сладко спали политики, крупные чиновники, гангстеры и «крышуемые» означенными господами спекулянты. Пекарю, слесарю и человеку с лопатой приходилось туго. То, что из окон на Уолл-стрит градом сыпались прогоревшие финансисты, вызывало, конечно, у народа здоровый сарказм. Увы, сарказмом сыт не будешь.

Но вот момент, о котором у нас почти не знают. Для городской семьи времен Депрессии точкой полного краха считалась неспособность содержать детей. Тогда малышей отправляли «на деревню дедушке». Америка оставалась изрядно аграрной страной, и у большинства горожан из «коренных» был такой дедушка-фермер. Он, конечно, не салом объедался, но мог худо-бедно детей прокормить.

Значит, простейшая «кризисная логика» работает? Есть столпы экономики, которые не рухнут? Ну, есть — условно. Деревню тоже лихорадило, фермеры разорялись, целые семьи уезжали на сезонные работы… Но многие держались.

Вроде бы прозрачная аналогия. Применительно к IT-индустрии в «деревню», крепко стоящую на ногах, можно записать тех, кто дает реально нужный продукт. Во-первых, «железо», не считая серверного («работает сервак — и пускай работает, не видишь, кризис») и флэш-памяти (рынок перегрет). В остальном на 2009 год ожидается лишь небольшое снижение темпов роста. Очень вовремя пришла мода на нетбуки — стопроцентно «антикризисный» продукт. Никуда не денутся телефоны разной степени навороченности. Скорее уж народ повременит с заменой цифромыльницы на цифрозеркалку, и то не факт.

Но, как мы помним, «деревню тоже лихорадило». Понемногу растут акции Apple, вроде бы в порядке Nokia. И вдруг на этом благостном фоне Motorola заявляет о феерических убытках. Возможно, компания разделится: будет одна «железячная» и вторая коммуникационная. Интересно, какая из грядущих «Моторол» уже назначена на заклание?

С компаниями из «нереального сектора экономики» — похожая история. Набирает жирок Google, месяц назад внезапно сломавшийся под бурные аплодисменты и радостные вопли: «Ура, меня забанили на Гугле!» Тебя-то забанили, а он-то крепнет… Тем временем Microsoft объявляет кризисную оптимизацию (на Руси такие вещи зовутся честнее: «выкинь Васю на мороз»). За полтора года уволят 5000 человек, и никто не знает, какова тут роль кризиса: повод или причина.

По теории, кризис должен оздоровлять рынок. Лопнут мыльные пузыри — те, кто был по ошибке переоценен конечным потребителем. Напротив, подрастут устойчивые «нишевые» бренды и производители товаров и услуг, действительно «нужных народу». Кризис сдует пену, останется пиво. Да?

Да, останется тот же Google, без которого никуда: вот так сложилось, ну никуда, хоть он падай раз в неделю. Та же Apple — у нее за душой грамотно выстроенная и прекрасно обустроенная рыночная ниша. Не пропадет Nokia, «правильная-честная»… Уцелеет Microsoft, сколько ни ругай его, ибо линукс линуксом, а «понятная широким массам» операционка не просто востребована — без нее жизнь остановится.

И хочется сказать: а что нам кризис? Да ну его. Вы сидите в теплой квартире, не голодный, не уволенный. И у тех компаний, что зарабатывают не продажей пустоты, кризиса тоже нет, напротив, получше дела пошли. Почему? А потому же: основные потребители их продукции — мы с вами. Нам, конечно, стало чуток поголоднее, но мы покупаем новые девайсы и не отказались от интернета. Не надо, люди, бояться. Пусть боятся те, кто кризис создавал. Да они уже вешаются. Вон в русском ЖЖ некий якобы олигарх упрашивает френдов скинуться: позарез надо $150 000 до получки. Друзья за пару дней накидали ему аж тыщу. С миру по нитке — голому петля…

Увы, это описание идеального кризиса, «сферического коня в вакууме». Нынешний кризис способен неприятно удивлять. С прошлой осени на нас льется мутный поток «аналитики», ею увлеклись все, от домохозяек до президентов. В кого ни плюнь — эксперт. И почти все прогнозы уверенно пошли лесом. Зато никуда не делись сытые рожи политиков, мускулистые затылки гангстеров, лоснящиеся морды спекулянтов… Здоровый румянец лагерных надзирателей.

Да, я тоже обеими руками за идеальный кризис. Желаю выстоять компаниям, занятым реальным делом.

Но, боюсь, сначала придется откачать воздух. Чтобы некоторые раз и навсегда перестали дышать.

Мы-то без воздуха привычные.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить