Статьи

Падение курса рубля – абоненты в пролете? / От деревянного к условным

Максим Букин / 08.07.2009 / 11:46


Кризис, от упоминания которого свернулись в трубочки уши даже самых далеких от экономики людей, все же тут. И, к сожалению, заметен он не только на Уолл-стрит, усеянной выдранными с горя волосами разорившихся брокеров, но и в жизни простого обывателя. Продукты дорожают, цены на жилье понемногу откатываются назад, безработица с радостным агуканьем мчится в светлое будущее.

Есть и другие, пока менее заметные проявления. Те же операторы сотовой связи уже пересматривают свою тарифную политику, пытаясь даже в таких условиях не потерять своих прибылей.

Повышение цен на международный роуминг сделает еще более популярными иностранные (местные) SIM-карты, «туристические» SIM-карты, а также VoIP-решения для смартфонов и коммуникаторов

Скорее всего, операторы увеличат минимальный номинал карт оплаты — до 200-250 рублей

 

КУРС — ВСЕМУ ГОЛОВА

 

 Девальвация, которая помогла российскому рублю потерять с середины прошлого года свыше 56% своей стоимости, заставила серьезно задуматься руководство компаний — операторов сотовой связи. В середине 2006 года, когда они поголовно переводили своих абонентов с долларовых тарифов на рублевые и фиксировали курс доллара на уровне 28,7-30 рублей за один американский доллар, ничто не предвещало беды. Наоборот — любое укрепление национальной валюты России приносило дополнительные преференции при пересчете в доллары. Сейчас все обстоит с точностью до наоборот: чем дешевле рубль на международном рынке, тем меньше прибыли приносят рублевые абоненты, что, в свою очередь, пагубно сказывается на рейтингах компании и ее привлекательности для иностранных инвесторов.

Необходимость удерживать прибыли заставит мобильных операторов «задирать» цены на голосовую связь и сопутствующие услуги. Как сэкономить на связи — вопрос, который каждый абонент решает по-своему…

Так что не исключено, что уже совсем скоро компаниям «Большой тройки» придется начать обратный процесс и если не вернуться к «условным единицам», то значительно увеличить рублевые цены на свои услуги.

Правда, начать сразу с драконовой меры — перевода тарифов в условные единицы — вряд ли кто рискнет. Такой поступок любого из операторов «Большой тройки» непременно вызовет отток мобильных пользователей к другим операторам. Абоненты — не дураки, и поймут, что такая схема расчетов выгодна не для них, а в первую очередь именно для оператора. О какой уж абонентской лояльности можно будет говорить?

А вот стоимость вызовов в российских рублях однозначно будет увеличиваться. В связи с этим прогнозом советуем не забывать часто и внимательно просматривать разделы новостей на официальных веб-сайтах операторов связи. Это позволит быть в курсе изменений тарифных планов — все сайты зарегистрированы как средства массовой информации, и именно там операторы связи анонсируют новые расценки на звонки, SMS, интернет-доступ и другие услуги за 10 дней до их введения.

Параллельно с этим операторы будут вдумчиво размышлять над параметрами своих бонусных программ (безусловно, с целью их урезания). Руководство компаний можно понять: их организации должны быть прибыльными, поэтому реагировать на изменение разницы в курсах отечественной и двух ведущих иностранных валют они просто обязаны.

И ЕЩЕ НЕМНОГО

Интересные открытия ожидают пользователей практически всех тарифных планов с включенными пакетами услуг — их объем наверняка станет меньше.

Сократится число предоплаченных минут на безлимитных тарифных планах, будут урезаны пакеты интернет-трафика, ранее предоставлявшиеся крупным клиентам бесплатно или почти бесплатно. Скорее всего, исчезнут наиболее выгодные с точки зрения пользователя пакеты SMS-сообщений.

Под шумок общей перетряски тарифной линейки может быть срезана посекундная тарификация с первой или со второй минуты (в зависимости от тарифного плана), повышена ежемесячная абонентская плата для владельцев прямых городских номеров, увеличены лимиты округления GPRS и WAP-трафика, а также стоимость перехода на еще выгодные пока рублевые тарифные планы.

Скорее всего, в тарифных модификаторах будут отменены льготные цены при звонке на любимые номера, находящиеся в номерной емкости других операторов связи, исчезнут большие скидки для звонков в выходные и праздничные дни.

 

АПОКАЛИПСИС? СЕГОДНЯ?

 

Что ожидает простых абонентов в ближайшем будущем? Как показывает здравый смысл, помноженный на долгий опыт, — ничего хорошего. Увеличение цен пойдет по нескольким направлениям.

Операторы связи внимательно следят за курсами валют: чем меньше «стоит» рубль на международном рынке, тем меньше прибыли приносят рублевые абоненты, тем, соответственно, ниже рейтинги компании и ее привлекательность для иностранных инвесторов

Первый шаг — увеличение цены на роуминговые вызовы. Мера вполне понятная: пропускать сотовый трафик через транзитных операторов связи стало дороже, поэтому отечественные операторы постараются перенести эти новые расходы на абонентов — минута разговора на чужбине будет стоить для пользователя на 20-25% больше, чем в начале 2009 года. По идее, подорожать должны только направления «входящий звонок» и «вызов в Россию», а вот звонки по стране пребывания не должны увеличиться в цене. Но под шумок общих разговоров о кризисе цену на них, конечно, поднимут.

Между тем увеличение роуминговых тарифов поможет операторам стабилизировать уровень выручки только на короткое время — вскоре абоненты, напуганные высокими ценами, начнут меньше разговаривать за границей, так что доходы российских операторов снова сократятся. А ведь именно собственные абоненты в 2008 году принесли операторам «Большой тройки» 79% доходов от международного роуминга: разговорчивых гостей в России пока немного. Вряд ли в будущем этот показатель будет столь велик.

Кроме того, российские пользователи имеют реальный шанс не получить в ближайший отпускной сезон тарифных модификаторов, которые только-только начали появляться на российском рынке и могли существенно снизить стоимость вызовов за рубежом — «Комфортный роуминг», «ЕвроОтдых» и т. д.

СОВЕТЫ СОВЕТУ ДИРЕКТОРОВ

Мобильная связь — дело не только личное, но и вполне себе общественное. Так что все пересмотры тарифных планов операторами связи однозначно отразятся и на стоимости услуг для корпоративных клиентов. Поэтому компаниям, сотрудники которых подключены к корпоративным тарифам, имеет смысл пересмотреть свои траты. К примеру, в случае если тарифный план предусматривает льготные расценки на связь внутри корпоративного пула номеров или безлимитное общение между абонентами, стоит переводить персонал преимущественно на такие звонки. Можно ограничить общение с абонентами других операторов связи для сотрудников, не занятых напрямую в производственной деятельности организации, отказаться от дотирования дополнительных услуг связи.

Правда, в «мутной воде» финансового кризиса корпоративные клиенты могут обнаружить и некие выгоды — к примеру, можно подыскать более интересные тарифные планы других операторов связи. При аналогичных условиях обслуживания можно получить скидку от 15 до 30%. Кстати, эту скидку можно «выклянчить» и у оператора, который вас сейчас обслуживает, достаточно только продемонстрировать, что вы ищите на рынке более интересные условия. Вместо скидки вам могут предложить бесплатные пакеты услуг GPRS-Internet, SMS и MMS — тоже неплохо.

Возможно, в зависимости от условий корпоративного тарифа, имеет смысл пойти и на, казалось бы, парадоксальный шаг — разрешить подключение друзей и родственников сотрудников к этому тарифному плану. Правда, эти «мертвые души» нужно присоединить к корпоративной группе без объединения счета и с нулевым кредитным лимитом. Это позволит значительно сэкономить: обычно величина скидок у операторов зависит от числа подключенных к тарифу абонентов, так что рост корпорации, пусть и липовый, станет хорошим предлогом для пересмотра условий тарифного плана в более выгодную сторону.

Вторым шагом наверняка станет продвижение специально разработанных или оптимизация уже существующих тарифов. Стимулировать переключение будут специальные «рекламные» цены: на новых тарифных планах условия по стоимости за минуту будут гораздо более выгодные (в рублях), чем были раньше. Мало кто из абонентов при этом замечает, что такие цены обычно сопровождаются уточнениями: указанная цена действует только до определенного времени (обычно — месяц-другой), затем она будет скорректирована (в большую сторону, разумеется).

Вполне возможно, что процесс привлечения новых абонентов наконец-то прекратится. От задачи увеличения, во многом мифического, абонентской базы операторы вплотную подойдут к задаче ее удержания. Безусловно, некая часть пользователей продолжит метаться от одного оператора к другому в поисках «лучшей жизни», однако раздаривать SIM-карты и бесплатно подключать новых абонентов операторы явно больше не будут. Стоимость комплекта связи, надо полагать, существенно увеличится: о нынешних 150-190 руб. можно забыть. Размер взноса, который списывается из этой стартовой суммы на лицевой счет, наоборот, уменьшится.

Кроме того, усилится практика «загона» абонентов в «домашнюю» сеть оператора связи — наиболее выгодные расценки будут предлагаться пользователям для звонков абонентам того же оператора в том же регионе. Стоимость звонков на номера других операторов и в других регионах будет увеличиваться. Связано это с тем, что в пределах одного города и региона себестоимость каждой минуты вызова для провайдера мобильной связи составляет десятые и сотые доли цента, поэтому такие соединения приносят самую большую норму прибыли.

Что еще? Возможно, под тотальный контроль будут поставлены различные интернет-пейджеры, которые до сегодняшнего времени тарифицировались только по потребляемому трафику. Не исключено, что среди операторов найдутся желающие вообще отключить сторонние сервисы либо предложить пользователям оплачивать не трафик, а каждое сообщение отдельно. Стоить это, конечно, будет меньше, чем SMS, — возможно, несколько долларов за пару тысяч таких сообщений, — но дополнительные деньги операторы все-таки получат.

Более жесткая ситуация будет с VoIP-сервисами. Если запретить использование глобальных программных продуктов типа Skype операторы вряд ли смогут, то блокировать работу callback-систем типа EZTalk не составит труда. Напомним, что принцип работы подобных сервисов прост: абонент, который желает совершить звонок, при помощи заранее установленного клиента подает со своего телефона команду удаленному серверу. Получив ее, сервер совершает два звонка: на номер вызывающего абонента и на номер вызываемого абонента. При этом для каждого из них такой звонок оказывается входящим, следовательно бесплатным. Крупные операторы могут заявить, что такие сервисы «создают избыточную нагрузку на сеть» и запретить своему коммуникационному оборудованию принимать от них входящие звонки.

СВОДКИ С ФРОНТА

Операторы связи пока не взялись за пересмотр тарифных планов в полную силу. Однако первые ласточки уже свили свои гнезда в офисах «Большой тройки». Вот краткий список изменений, уже внесенных операторами (на примере тарифных линеек для Москвы и области).

«Билайн»: приостановлено действие услуги «SMS нон-стоп» на время новогодних праздников; отменена услуга «Неспящие» для тарифных планов «Монстр общения» и «Монстр общения+»; закрыта к подключению услуга «5 любимых номеров»; отменена услуга «Полуночники» для тарифных планов «Удивительные вещи», «Простые вещи», «Хочу сказать».

МТС: изменены тарифы на некоторые направления звонков в международном и национальном роуминге; уменьшен кредитный лимит по услуге «Обещанный платеж»; приостановлено предоставление сервиса «Положительный ноль» во внутрисетевом роуминге для тарифных планов «Базовый», «Все свои», «Гостевой», «Новогодний», «Один.ру», «Областной», «Единственный», группы «Джинс».

 

Чтобы не потеряться в такой ситуации и не стать заложником собственного мобильного телефона, есть смысл заняться внимательным изучением детализации своих вызовов. Это поможет выбрать самый оптимальный тариф или необходимые пакеты услуг. Ведь достаточно часто бывает, что включенные в абонентскую плату минуты за месяц не расходуются полностью — лимит слишком большой. А это — повод скорректировать тариф. Если выяснится, что большая часть разговоров предполагает междугородние вызовы, резонно будет установить на смартфон или коммуникатор VoIP-приложение и звонить через Skype или EzTalk, пока лавочку еще не прикрыли. Если вы предпочитаете SMS, покупайте пакеты сообщений — это позволит снизить расходы на связь как минимум на 10-15%. Также можно воспользоваться тарифными калькуляторами, размещенными на веб-сайтах операторов связи, подобрать наиболее выгодный тарифный план и переключиться на него.

Комментирует директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская: «Сейчас у нас нет срочного плана по изменению тарифов. В условиях кризиса очень важно сохранить лояльность собственных абонентов и использовать все возможности по привлечению новых пользователей от конкурентов. Поэтому мы внимательно следим за уровнем инфляции, платежеспособным спросом населения и за поведением других операторов. Надо иметь в виду, что в условиях, когда зарплаты людей снижаются, повышение тарифов может привести к обратному эффекту: люди начнут либо меньше говорить, либо сменят оператора. Поэтому все последние наши акции, в том числе введение бесплатных минут разговора между абонентами МТС внутри сети, понижение цен на роуминг по 19 самым популярным у наших абонентов туристическим направлениям, как раз направлены на повышение лояльности абонентов. Поэтому если мы и примем решение об изменении тарифной линейки, то делать это будем очень взвешенно и дифференцированно»

В тему
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить