Статьи

Передел рынка: операторы и их карманные сети салонов связи / День зависимости

Максим Букин / 23.08.2009 / 15:57

 

Операторы «Большой тройки», пользуясь слабостью крупных сетей по торговле мобильными телефонами, практически разобрали их по частям, «подмяв» по себя сотни и тысячи салонов связи по всей стране. В целом это закономерное явление: в ситуации мирового финансового кризиса на развитом рынке связи простая перепродажа мобильных телефонов и контрактов сотовой связи уже не может приносить сколь-нибудь серьезный доход.

Скорее всего в России начинается эра монобрендовых сетей под пристальным контролем операторов связи. Что принесет новая реальность потребителям?

 

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН...

 

В настоящее время мобильную розницу делят между собой исключительно операторы «Большой тройки». К МТС отошли «Телефон.Ру» и сотовое подразделение «Эльдорадо», «ВымпелКом» контролирует 49% акций «Евросети» и, очень может быть, приобретет значительную часть «Связного». «МегаФон» пока делает ставку на активное развитие своих офисов экспресс-обслуживания, которые вполне подходят и для продажи мобильных телефонов. Попутно компания заключает соглашения с другими торговыми сетями о продаже своих контрактов и приеме платежей от пользователей. Не совсем ясной остается пока судьба таких проектов, как «Беталинк», «Цифроград», «Диксис», «Дивизион» и т. д. — скорее всего, эти сети будут «разорваны» по частям и приобретены операторами связи для развития в регионах.

Скорее всего, весь 2009 год уйдет на «сборку» работоспособных торговых сетей из накупленных салонов связи. Привести их к конкурентоспособному состоянию — дело не одного дня: нужно избавиться от дублирующих и откровенно провальных точек, старого торгового оборудования, бесполезных вывесок и прав аренды, платить за которые ни к чему.

Конечно, даже если старые вывески торговых павильонов на какое-то время и сохранятся, рядом с ними обязательно будут размещены миниатюрные изображения операторов «Большой тройки». Но не всех, как сейчас, а только «избранных» — тех, чьи контракты можно будет приобрести в этих павильонах. И тех, за чьи услуги там можно заплатить. Ну а в недалеком будущем все эти магазины имеют реальный шанс полностью перекраситься в фирменные цвета того оператора связи, с которым их связывают самые теплые отношения. За его счет, разумеется.

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ФАКТОР

 

От смены владельцев розничных сетей в первую очередь стоит ожидать расширения ассортимента оборудования в салонах связи.

И у МТС, и у «ВымпелКом» есть возможность предложить пользователям преднастроенное оборудование: «залоченные» мобильные модемы (USB-устройства и Express-карты), роутеры, хабы, самые простые модемы для ADSL (МТС) и Ethernet («ВымпелКом»), приставки IPTV. Ведь эти операторы связи или входят в холдинги, где есть сильные игроки проводного широкополосного доступа, или такой интернет-провайдер является частью компании-оператора.

Легче всего перестроиться будет «ВымпелКому»: «Корбина Телеком» была приобретена компанией еще в прошлом году, поэтому единую логистику предоставить можно, пусть и с грехом пополам. МТС же придется договариваться о поставках необходимого оборудования с «Комстар-ОТС», хотя ассортимент (по крайней мере в столице) будет чуть большим за счет модемов Nortel для проекта «Комстар WiMAX».

Таким образом, всем без исключения салонам связи, даже самым небольшим, грозит тотальное изменение стендов и рабочего пространства вообще. Контрактов для подключения к тарифным планам операторов станет, разумеется, меньше. Скорее всего, их место займут коробочные предложения с беспроводными маршрутизаторами UMTS/Wi-Fi и видеокамерами для удаленного видеонаблюдения.

Говорить о расширении ассортимента за счет преднастроенных терминалов — смартфонов и коммуникаторов, которые будут работать в сети только одного оператора связи — пока преждевременно. Со временем это произойдет обязательно, ведь только те устройства, в которых проставлены ссылки на WAP-сайт оператора, настроены виджеты, загружены демоверсии игр, реально могут увеличить «индекс инноваций» компании-оператора. Но это со временем. В ближайшем будущем речь скорее будет идти о комплектах «модем плюс нетбук» в сочетании с тарифом, «заточенным» на передачу данных. При этом нетбук может быть практически любым подходящим по цене — особой активности в договоренностях с вендорами о выпуске нетбуков со встроенными UMTS-модемами компании «Большой тройки» пока не проявляют.

Хотя вариант с дотационным оборудованием полностью сбрасывать со счетов не стоит, даже несмотря на то, что первый опыт таких продаж — пионером выступил iPhone — не увенчался успехом. Это в большей степени говорит о высокой стоимости самого «железа», насыщенности рынка и стойком нежелании операторов проводить относительно гибкую маркетинговую политику в отношении дотационной техники («удобные» и всевозможные «безлимитные» ТП в данном случае мы не принимаем во внимание). Возможно, в будущем продажа дотационного оборудования будет построена по иной схеме, в рамках которой выгода для клиента будет растянутой во времени. Продавать терминалы за сто рублей с контрактом на год компании «Большой тройки» больше не будут — слишком большие финансовые ресурсы нужны для авансирования большой партии терминалов. Зато они могут взять на заметку опыт «Скай Линк», когда клиент покупает терминал за полную цену, а затем 60-80% возвращается ему двенадцатью платежами в счет абонентской платы за услуги связи. То есть оператор дотирует какую-то часть ежемесячных платежей абонента (к примеру, 30-50% или даже 60-70%), а тот взамен пользуется услугами оператора достаточно долгое время. При этом дотировать операторы будут явно не самые дорогие услуги — к примеру, внутрисетевое общение или SMS-трафик. Никак не роуминг. Таким образом, убежать от оператора с «железом» абонент, конечно, сможет, но потеряет значительную скидку.

 

ПЛАТЕЖИ В ПОЛЬЗУ

 

Пополнить счет в кассах торговых точек станет сложнее. Заплатить за МТС в салонах «Евросети» нельзя уже сейчас, далее этот процесс будет только углубляться — вряд ли подконтрольные тому или иному оператору салоны связи будут поддерживать финансовое благополучие конкурентов.

Зато в торговых точках появится больше автоматов экспресс-оплаты — как собственных (к примеру, у «Евросети»), так и терминалов сторонних организаций (QIWI, «Элекснет» и др.). Они будут допущены в салоны по двум основным причинам. Во-первых, чтобы обеспечить «первый контакт» с пользователями под присмотром торгового персонала, во-вторых — чтобы увеличить проходимость салонов связи (и, в немалой степени, их рентабельность), пусть и за счет приема платежей для операторов-конкурентов. Ведь чем больше людей ежедневно посещает салон связи, тем больше шансов, что они купят не только телефон, но и аксессуары к нему (на них устанавливается большая наценка).

Вряд ли в связи со сменой владельцев крупных розничных сетей по продаже цифровой техники произойдет существенное изменение численности абонентской базы у компаний «Большой тройки». Скорее произойдет их перераспределение. Смена оператора, причем вынужденная, возможна разве только для абонентов в небольших населенных пунктах, где есть всего один-два салона связи, через которые люди привыкли пополнять счет. Такие пользователи не готовы работать с банкоматами или терминалами самообслуживания, а крупных магазинов, где предусмотрена оплата на кассах, в таких населенных пунктах нет. Временные торговые павильоны для приема наличности от того или иного оператора связи там тоже не работают по причине небольшой клиентской базы. Поэтому таким абонентам волей-неволей придется переключиться на тариф того оператора, кто выкупит все или большинство салонов связи в населенном пункте.

 

ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМАТА РЫНКА

 

Увеличение числа салонов, «приближенных» к операторам связи, станет причиной и других изменений рынка.

Так, возможно возрождение небольших сетей по продаже мобильных телефонов, в ассортимент которых поместится все то оборудование, которые придется «не ко двору» крупным игрокам рынка. К примеру, двухмодовые терминалы с двумя одновременно работающими радиоблоками — совершенно специфический товар, который до поры до времени успешно продается на российском рынке. А учитывая большую «любовь» операторов мобильной связи к нелояльным и мигрирующим абонентам это первый кандидат на «перекрытие кислорода» на полках крупных игроков сотового ритейла.

Вторым кандидатом будут «незалоченные» мобильные модемы, которые могут работать в сети любого оператора. Сюда могут попасть практически все производители, не договорившиеся вовремя с операторами связи (как, к примеру, Huawei и ZTE) о целевых поставках «железа». Соответственно, модемы альтернативных операторов связи (к примеру, «Скай Линк») будут реализовываться только в салонах, дружественных МТС, — особого спада продаж им это не принесет, а вот рост числа абонентов наверняка обеспечит.

И, наконец, вполне возможно, что реализация туристических SIM-карт, с помощью которых можно существенно снизить стоимость вызовов за рубежом, полностью переместится в интернет-магазины, киоски, расположенные на остановках общественного транспорта, а также в ассортимент сетей по продаже бытовой и компьютерной техники. Ведь это явно конкурентный продукт для операторов связи, который уже сейчас здорово уменьшает прибыль от роуминга.

Увеличат число стендов с мобильными терминалами и розничные сети компьютерной техники («Белый ветер Цифровой», «МВидео», «Мир» и т. д.). Многие из них уже организовали направления мобильных телефонов и в дальнейшем будут их развивать, делая ставку на массовый сегмент с недорогими моделями производителей второго и третьего эшелонов, которые по каким-то причинам будут «выброшены» из операторских салонов связи.

Кроме того, возможно существенное увеличение числа независимых интернет-магазинов, которые не будут иметь точек продаж в офлайне: только виртуальный супермаркет «железа» и контрактов с курьерской или почтовой доставкой. Возникновению таких игроков способствует не только передел рынка цифрового ритейла, но и заметное увеличение ставок за аренду торговых площадей. Кстати, первыми усиливать свои виртуальные магазины будут вендоры, для которых содержание монобрендовых салонов на фоне стремительно падающих розничных продаж уже становится непозволительной роскошью.

Карты экспресс-оплаты не вернут себе былой славы — их продажа сопровождается совершенно грабительской комиссией (до 10-15% от номинала)

В салонах связи, принадлежащих сотовым операторам, продажа туристических SIM-карт, конкурирующих с услугой роуминга, будет прекращена

Говорить о расширении ассортимента салонов связи за счет преднастроенных терминалов пока преждевременно

В тему
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить