Статьи

Маленькие хитрости больших операторов / Кручу, верчу, запутить хочу!

Максим Букин / 22.08.2009 / 13:51

 

Турбулентность на мировых финансовых рынках заставляет операторов сотовой связи искать дополнительные способы увеличения ARPU. В ход идут всевозможные SMS-викторины, принять участие в которых абонентам предлагается с удручающей настойчивостью. Параллельно с этим развивается «серый» рынок SMS-платежей и принудительное подключение дополнительных информационно-развлекательных услуг, появляются всевозможные сноски и дополнения в опциях тарифных планов.

 

БОРЬБА ЗА «ОТПИСКУ»

Многие дополнительные услуги связи операторы декларативно предоставляют бесплатно. Но не от природной щедрости, а лишь оттого, что их наличие позволяет абоненту тратить больше денег. Сюда относятся мобильный интернет (с округлением тарификации до 100 Кб, а в «Скай Линк» — вообще до 1 Мб), WAP, который стоит в десять раз дороже GPRS, переадресация вызовов, роуминг, SIM-меню со значительным количеством платных запросов и т. д. Но все эти услуги предоставляются на вполне законных основаниях и тарифицируются в зависимости от объема. Никакой абоненткой платы, в том числе скрытой, здесь нет. Абонент всегда может уточнить стоимость услуг и, при желании, обратиться к предложениям компаний-конкурентов.

Между тем среди подобных сервисов есть и более интересные — например, любимый операторами Ringback Tone (сигнал ожидания ответа), который в прошлом году принес им гораздо больше денег, чем остальные информационно-развлекательные сервисы. Внешне все чудесно — эта услуга (GOOD’OK у МТС, «Замени гудок» у «МегаФон») позволяет проигрывать мелодию вместо гудков. Мелодию можно выбрать на свой вкус, а можно вместо мелодии вообще поставить шутки или цитаты. Красота!

В стимулирующих SMS-лотереях все как в казино — чем больше ставка, тем больше вероятность выигрыша

Однако во многом коммерческий успех услуги обусловлен тем, что многие абоненты просто не знают, что она у них подключена, или думают, что услуга предоставляется бесплатно. Технология примитивна до безобразия — абонентам новых тарифных планов приходит SMS-уведомление о бесплатном подключении услуги. Правда, на пару недель. Потом-то абонентская плата будет исправно начисляться. Так что для отъема денег у абонентов применяется классическая схема агрессивных продаж — USSD-команду нужно отправить, чтобы отказаться от услуги, а не подписаться на нее. Бездействие абонента оператор воспринимает как знак согласия платить 500-600 рублей в год «за звук».

Другой вариант предусмотрен для пользователей интернет-сайтов, где посетителям в рамках рекламных акций предлагается сообщить об интересном сайте друзьям по e-mail и получить за это бонус в 100 рублей на счет мобильного телефона. На первый взгляд все крайне разумно. Но только на первый. На самом же деле абоненты в дополнение к бонусу «автоматом» получают подписку на какой-нибудь крайне бесполезный сервис — «Анекдоты», «Гороскопы» и т. д. Естественно, удовольствие это платное — стоимость подписки составляет 120-150 рублей в неделю (!). Согласием абонента с такими тарифами считается «факт отправки SMS с текстом запроса на получение медиаэлемента» — именно так написано в правилах оказания услуги. То есть один раз заказал — и все, абонентская плата начала «тикать». Продление подписки происходит автоматически. Итого в месяц набегает 500-600 рублей. Кстати, абонентская плата за пользование подобными услугами списывается частями, поэтому отследить ее в детализированном отчете достаточно сложно. Ну и, разумеется, телефонный номер абонента попадает в базы данных спамеров.

Еще один вариант развода — привлекательные цены на рекламных плакатах, которые в десятки раз отличаются от цен реальных.

Интересный пример — реклама TELE2 в Санкт-Петербурге. На рекламных щитах указано, что стоимость минуты общения составляет всего одну копейку. На самом деле эта цена действует только со второй минуты разговора и распространяется на звонки абонентам TELE2 внутри «домашнего» региона. А первая минута стоит ровно в сто раз (!) больше — один рубль. Аналогично ситуация обстоит и с тарифным планом «Просто для общения» от «МегаФон-Москва»: пять копеек стоят звонки и SMS только абонентам того же тарифа, все другие звонки — два рубля и больше. И МТС не осталась в стороне — так, на тарифном плане «Супер ноль» нулевая стоимость только у двух-пяти минут общения, тогда как первая минута и все с шестой минуты разговора — 2,5 рубля. Звонки другим операторам стоят еще дороже. Причем это цена только исходящих вызовов на мобильные телефоны абонентов МТС Москвы и Московской области. Есть подобные примеры и у «ВымпелКома». Так что, как говорится, будьте бдительны, граждане, и не забывайте смотреть полное описание тарифного плана, в том числе сноски и пояснения.

Пользователю придется столкнуться еще с несколькими типовыми способами навязывания услуг.

Интересный способ придумали в «ВымпелКом». Сейчас в Санкт-Петербурге при покупке тарифного комплекта «Билайн Дома» всем абонентам дарят 20 Мб интернет-трафика. Казалось бы, радость и счастье. А вот и нет — акция закончится, а отключать пакет абонент, конечно, забудет, и будет исправно платить за него оператору связи каждый месяц. Думаем, другие операторы скоро возьмут это ноу-хау на заметку.

Еще один вариант — дополнительные услуги, информирующие абонента о том, кто ему звонил, или та же голосовая почта. В МТС пошли крайне интересным путем: формально плата за прослушивание сообщений отменена, зато предусмотрена абонентская плата. О чем в описании услуги написано, разумеется, самым мелким шрифтом. Или услуга «Живой ноль» у «МегаФон», которая позволяет пользователю отслеживать баланс счета на экране телефона. Казалось бы, оказывать ее бесплатно — в интересах оператора: абонент не будет забывать пополнять счет. Но нет — за пользование услугой надо платить 30 рублей в месяц.

Фильмы, игры, музыка и даже электронные книги — в России практически все можно оплатить с помощью премиальных SMS

В случае с услугами Ringback Tone для отъема денег у абонентов применяется классическая схема агрессивных продаж

Для получения заветного приза — автомобиля или денег — нужно вложить в свою победу несколько тысяч долларов

 

«СЕРЫЙ» РЫНОК

Фильмы, игры, музыка и даже электронные книги — в России практически все можно оплатить с помощью премиальных SMS, сообщений с фиксированной ценой, отправляемых на короткие номера контент-провайдеров. Для пользователя этот способ весьма удобен — при помощи сообщения, отправленного на тот или иной короткий номер, можно оперативно получить доступ к социальной сети (такой механизм есть у сайта Одноклассники.ru), пополнить свой счет в службе знакомств (к примеру, в проектах «Мамба»), принять участие в голосовании или лотерее оператора связи.

Между тем платные SMS, которые кажутся практически идеальным механизмом совершения дистанционных платежей, с юридической точки зрения на территории Российской Федерации находятся вне закона. Формально все подобные сервисы платежами не являются — у операторов мобильной связи нет необходимых банковских лицензий, поэтому весь рынок полностью «серый» и «черный».

Услуги GOOD’OK у МТС и «Замени гудок» у «МегаФон» позволяют проигрывать мелодию вместо гудков. При этом многие абоненты просто не знают, что услуга у них подключена, или думают, что услуга предоставляется бесплатно

Знаете, как формально обходят закон операторы связи, складывающие в свой карман 40-60% от стоимости каждого платного сообщения? Крайне просто — эти отчисления в бухгалтерских документах проходят как плата «за организацию сервиса премиальных SMS». А что там контент-провайдер делает на самом деле, операторам мобильной связи, по большому счету, все равно. Кроме того, есть и дополнительный «обходной маневр» — официально пользователь оплачивает не услугу, а контент, услугу же он получает как бы в подарок. Так что в глазах закона получается, что деньги со счета пользователя снимаются за оказание услуг связи, а все дополнительные услуги (логины и пароли, электронная валюта, места в рейтинге и т. д.) оказываются совершенно бесплатно.

Немудрено, что на рынке SMS-микроплатежей процветают мошенничество и обман. Типичный SMS-развод — спам в ICQ или в социальной сети примерно такого содержания: «Слушай, тут такую классную акцию операторы сделали! Короче, каждый абонент получает бонус на свой мобильный счет. Лично мне уже дали бонус — 291 рубль! Чтобы получить бонус, надо отправить SMS с текстом [идентификатор продавца] на [короткий номер]». Пока пользователя просто обманывают. А вот дальше начинается настоящее мошенничество: «За эсэмэску с меня сняли 3,5 рубля, так что даже если вдруг что-то не получится — ты почти ничего не потеряешь». Естественно, дело обстоит совершенно иначе — за каждое отправленное сообщение со счета пользователя списывается 200-300 рублей, и никакого бонуса нет и в помине. Вариантов таких разводов масса — кто-то получает сообщение с просьбой проголосовать за друга на конкурсе красоты (фотоконкурсе, конкурсе любительских сайтов), кто-то — с призывом купить регистрацию на форуме.

Во избежание подобных «подстав» стоит как минимум проверять стоимость отправки SMS на короткий номер. Абоненты «МегаФон-Москва» могут найти такую информацию на сайте оператора в разделе «Услуги от контент-провайдеров» на сайте (у других операторов аналогичную информацию нам найти не удалось — она «закопана» слишком глубоко). Достаточно ввести номер в поле поиска, и стоимость SMS будет сразу определена. Если она слишком сильно расходится с той, которая указана в рекламной ссылке, значит, налицо факт мошенничества.

 

ЛОХОТЕРЕИ ДЛЯ ДОВЕРЧИВЫХ

Отдельно стоит сказать о стимулирующих SMS-лотереях, которые любят проводить операторы «Большой тройки» в надежде повысить свой «индекс инноваций». В народе такие мероприятия уже получили меткое название «лохотереи», поскольку суть их состоит не в правильных ответах на вопросы, а увеличении баллов на своем игровом счету путем отправки платных SMS, пусть и с неправильными ответами.

Цена, указанная на рекламных щитах, отличается от цены реальной: пять копеек стоят звонки и SMS только абонентам того же тарифа, все другие звонки — два рубля и больше

Все как в казино — чем больше ставка, тем больше вероятность выигрыша. Но совсем не обязательно, что повезет именно вам — вас вполне может «обскакать» более удачливый пользователь, вложивший в лотерею еще больше денег. Учитывая тот факт, что каждое SMS стоит порядка 20-40 рублей, для получения заветного приза — автомобиля или денег — нужно вложить в свою победу несколько тысяч долларов, причем без всяких гарантий выигрыша. Остальные пользователи, рискнувшие парой долларов, как раз и оплачивают приз для победителя — оператор не рискует ничем. Как признаются руководители компаний-операторов, успех таких мероприятий потрясающий — любой приз, будь то лавина мерседесов или десятки призов по миллиону рублей, «отбивается» минимум в десятикратном размере. И все это за счет массовости: лохотереи рекламируются по телевизору, радио, информация о них рассылается в SMS и по электронной почте.

Некоторые операторы умудряются и тут дополнительно заработать. Так, и декабрьская, и весенняя «лохотерея» от «ВымпелКом» запомнились не только крайне навязчивой рекламой, но и тем, что отписаться от рекламных SMS можно было только за отдельную плату!

Операторы, конечно, предпочитают не афишировать, как именно они зарабатывают на подобных лотереях, но все и так ясно. К примеру, в лотерее «ВымпелКома» «СМС на миллион» в иркутском филиале компании победил житель Братска Никита С. Он и рассказал журналистам, что для победы отправил больше 100 SMS. Получается, что победа в лотерее обошлась ему где-то в 50 000 рублей. Второй пример — житель Челябинска Георгий Т., который стал первым победителем на Южном Урале. Он вообще за месяц отправил несколько сотен SMS, причем для победы в лотерее даже залез в большие долги.

Понятно, что участие в подобных акциях — личное дело каждого абонента. Только надо иметь в виду, что стоимость «входного билета» крайне велика и достигает нескольких тысяч рублей. Меньшими суммами не обойтись. Вернее, обойтись-то одной-двумя эсэмэсками вы можете, да только толку от этого будет ровно ноль. Об этом, разумеется, организаторы предпочитают не рассказывать.

Заявленная цена в одну копейку действует только со второй минуты разговора и распространяется на звонки абонентам TELE2 внутри «домашнего» региона. А первая минута стоит ровно в сто раз (!) больше

Все, о чем мы рассказали в статье, — в большинстве случаев, конечно, нельзя назвать мошенничеством. Скорее это умышленное сокрытие значимой информации, в результате которого абонент получает совсем другую стоимость и тип услуг, нежели он рассчитывал. Так что снова рекомендуем вам внимательно изучать данные на веб-сайтах операторов и обрывать телефоны call-центров: там и только там можно получить точную информацию о подключенных услугах и их стоимости.

Если вы столкнулись с ситуациями, подобным описанным в материале, или стали жертвой какого-то оригинального развода, напишите нам на адрес mail@mobi.ru (в теме письма укажите «Как обманывают абонентов»). Обсудим.

ПОКА МЫ СДАВАЛИ НОМЕР...

...От Общества защиты прав потребителей, www.ozpp.ru, пришло такое вот любопытное письмо: «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» подало судебный иск в Савеловский районный суд города Москвы к сотовому оператору ОАО «Вымпел — Коммуникации» («Билайн») в защиту неопределенного круга лиц... Кризис не лучшим образом подействовал на отношение компании «ВымпелКом» к своим потребителям. Желание компании экономить в тяжелое время на всем, на чем только можно, приняло абсолютно абсурдные формы. Длинный и многословный текст договора на обслуживание теперь умещается на одном стандартном листе бумаги формата А4. Сделано это за счет катастрофического уменьшения размера шрифта — его высота составляет всего лишь полмиллиметра. Более того, в пунктах продаж услуг «Билайн» договоры ксерокопируются, и текст второй и третьей копий договора вообще превращается в черные горизонтальные полосы. Чтобы разобрать текст и вникнуть в условия договора, нужно в буквальном смысле пользоваться лупой... Компания «ВымпелКом» уменьшила шрифт договора настолько, что потенциальный абонент физически не может увидеть содержание всех его условий. Между тем многие условия могут оказаться для потребителей очень важными... В случае если ОЗПП выиграет судебный процесс, у абонентов «Билайн», понесших нежелательные расходы в силу того, что они не смогли рассмотреть все условия договора из-за мелкого шрифта, появится возможность вернуть свои средства».

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить