Статьи

Операторы связи наконец-то построили в столице сети 3G / Когда задержка в радость

Максим Букин / 27.10.2009 / 12:42

В начале мая этого года Роскомнадзор наконец разрешил мобильным операторам использовать радиочастоты диапазона 2,1 ГГц для развития сетей связи третьего поколения на территории Москвы, Московской области, а также всего Центрального региона. Таким образом, процесс пошел: операторы «Большой тройки», получившие лицензии на развитие сетей 3G еще в 2008 году, начали активно устанавливать базовые станции, с тем чтобы как можно скорее ввести в столице в коммерческую эксплуатацию стандарт UMTS. Правда, пока это удовольствие будет доступно только внутри зданий и в метро. Но и то хлеб: раньше 3G в столице не было вообще.

 

НЕТОРОПЛИВАЯ СТРОЙКА

 

Милостивое решение Роскомнадзора не стало для операторов неожиданностью — уже с начала этого года проводилось тестирование базовых станций внутри МКАД на их радиочастотную совместимость с радиоэлектронными средствами военных. Кроме того, в столице были проведены испытания по развертыванию сетей третьего поколения в метро и внутри помещений. Все они прошли относительно успешно, поэтому во многих деловых и торговых центрах сети третьего поколения уже работают — список «осчастливленных» зданий можно посмотреть на сайтах операторов.

В целом компании «Большой тройки» сумели обернуть задержку со строительством 3G-сетей в Москве себе на пользу.

С одной стороны, они накопили большой опыт по строительству аналогичных сетей в регионах: технические специалисты компаний уже знают, сколько времени нужно на монтаж оборудования, с какими сложностями можно столкнуться при его инсталляции, выявлены и типовые проблемы обновляемого оборудования сетей 2-2,5G. Уже отлажена логистика поставки оборудования операторского класса, учитывающая все таможенные проволочки и сроки доставки для разных видов транспорта. Кроме того, ожидание позволило операторам неплохо сэкономить. Тут «под руку» удачно подвернулся финансовый кризис: из-за резкого падения спроса производители операторского «железа» вынуждены распродавать свою продукцию по меньшим ценам, чем раньше.

С другой стороны, у операторов была масса свободного времени для апгрейда своих транспортных магистралей: к базовым станциям, которые войдут в состав UMTS-сети, подведены более емкие транспортные каналы связи — 8-10 Мбит/с в отличие от стандартных 2-4 Мбит/с.

Всего же к концу текущего года каждый оператор планирует запустить в коммерческую эксплуатацию по 300-500 базовых станций. Правда, не все одновременно — в течение каждых 2-3 месяцев, а именно столько времени уходит на юридическое оформление, будет включаться порядка 100 базовых станций.

В начале мая этого года Роскомнадзор наконец разрешил операторам связи использовать частоты диапазона 2,1 ГГц для развития 3G-сетей в Москве и области

Так что процесс развертывания 3G-сети будет не таким уж быстрым — о моментальном покрытии города стоит забыть. И о полном тоже: сначала сеть будут развивать в местах наибольшего скопления абонентов — в тех же торговых и деловых центрах. Скорее всего, строительство затянется на 2-3 года — в городе, включая метро, нужно установить как минимум 1500 UMTS-станций, и это не считая адресного улучшения покрытия.

Раньше всего сеть 3G появится в метро — здесь нужно не так много базовых станций (несколько десятков у каждого оператора), да шансов договориться с регулирующими органами об их эксплуатации гораздо больше: тоннели, эскалаторы и платформы изолированы от поверхности. Правда, излучающий кабель, используемый для связи внутри метрополитена, апгрейду, скорее всего, не подвергнут (за исключением кольцевой ветки), поэтому скоростной доступ в интернет будет только на перронах станций.

 

СТАВКА НА ВИРТУАЛОВ

 

Одна из новых тенденций сетей 3G — появление большого числа «виртуальных» операторов связи MVNO (Mobile Virtual Network Operator), которые, помимо голосовых услуг, будут предлагать различные контент-сервисы. По сути это небольшие компании, которые работают на базе сетей операторов «Большой тройки». Своего частотного ресурса у них нет. Зато есть собственные SIM-карты, свой call-центр и биллинг. Такое сотрудничество позволит «невиртуальным» операторам расширить абонентскую базу: у небольших, но активных виртуальных операторов обычно неплохо получается привлекать пользователей. Оно и понятно: они могут заработать только за счет дополнительных услуг связи, на перепродаже голоса и трафик больших денег не сделать.

Пока что абонентами «виртуалов» в России является всего 500-600 тысяч человек, успешнее всего продвигают свои услуги компании «Алло Инкогнито», Matrix, Corpolink. «Гарс Телеком», Baza и «Евросеть». Все они работают только с теми целевыми группами абонентов, которые обделены вниманием (и инвестициями) «традиционных» операторов сотовой связи. Так, именно «виртуалы» предлагают конвергентные услуги связи (этакие виртуальные цифровые АТС с переадресацией по расписанию, автоответчиками, голосовой почтой и т. д.), на реализацию которых у операторов «Большой тройки» нет ни времени, ни желания.

Скорее всего, в 2009-2010 годах на рынке появится определенное число контент-ориентированных MVNO. Корпоративным клиентам они будут предлагать FMC-сервисы (объединение фиксированных и мобильных телефонных номеров в рамках единой корпоративной телефонной сети), а также уже упоминавшиеся выше услуги виртуальных АТС.

Свои «виртуальные операторы» будут и у клубов болельщиков — какой фанат «Зенита» или «Спартака» откажется от телефона и SIM-карты в цветах любимой команды?

Что следует ожидать частным абонентам? К примеру, торговые сети будут использовать проекты MVNO для трансляции рекламы (разумеется, пользователь за просмотр будет получать определенные бонусы), передачи дисконтных предложений (купоны в виде MMS-сообщений), сбора ожиданий от пользователей (за заполнение анкеты — несколько бонусных очков) и т. д. Финансово-кредитные учреждения через виртуальных операторов смогут предлагать услуги мобильного банкинга (предустановка приложений на SIM-карты), сервисы поиска банкоматов (на основе мобильного позиционирования), системы мобильных платежей с использованием NFC (некоторые подобные проекты с картами MasterCard работают уже и в России) и т. д. Учебные заведения смогут на базе MVNO рассылать студентам расписание зачетов и экзаменов, напоминать о необходимости оплаты очередного семестра обучения, а родители школьников будут получать SMS-рассылку с актуальными оценками детей (уж эта услуга точно будет востребована). Возможно, свои «виртуальные операторы» будут и у клубов болельщиков — какой фанат «Зенита» или «Спартака» откажется от телефона или SIM-карты в цветах любимой команды? Можно добавить и другие плюсы — специальные тарифы (к примеру, бесплатные звонки во время матчей), рассылку видеоподкастов игр, SMS-уведомления о матчах и забитых голах, услуги спортивного тотализатора и т. д. Вариантов — бессчетное количество.

Помимо уже существующих операторов MVNO,  стоит ожидать появления и новых игроков. Скорее всего, эти компании по примеру «МегаФон» и МТС будут работать с низкоприбыльными и специализированными группами абонентов вроде госструктур, образовательных и медицинских учреждений и т. п. Вероятно, появятся виртуальные операторы и на базе сетей CDMA2000, где возможности мобильного интернета гораздо шире, чем в массовых GSM/UMTS-сетях.

 

УСЛУГИ И СЕРВИСЫ

 

Для перевода пользователей из GSM-сетей в UMTS операторы «Большой тройки» будут использовать разные «приманки». Вероятно, одной из них станет практика реализации дотируемых терминалов — об этом уже заявили в МТС, аналогичные предложения от «Вымпелком» и «МегаФон» тоже не за горами.

Кроме того, абонентам будут предлагать новые сервисы. Правда, новые только для России — в странах Европы и США они уже давно «обкатаны». Это весьма на руку операторам связи: практически единственные значимые затраты, которые они понесут, — это расходы на рекламу.

Среди контент-сервисов для 3G можно выделить несколько приоритетных направлений, которые будут развивать операторы связи.

Первое направление, априори наиболее востребованное у абонентов, — доступ в интернет. Операторами уже отобраны наиболее боеспособные экземпляры и заключены договора на поставку абонентского оборудования (в основном это будут мобильные модемы и маршрутизаторы).

Раньше всего сеть 3G появится в метро: здесь нужно не так много базовых станций, да шансов договориться с регулирующими органами гораздо больше

Второе — обеспечение доступа ко всевозможным сообществам, где контент создается пользователями, — к социальным сетям (LiveJournal, Twitter) и сообществам по интересам (к примеру, Honda Acura Club, Extreme sports и т. д.).

Третье направление — продажа музыки через сотовые сети. Речь идет не только о банальных мелодиях звонков, но и о мелодиях вызова с возможностью заказа понравившейся мелодии сразу после ее трансляции по интернет-радио и т. д. Интересной новацией, которая приживется только в скоростных сетях 3G, станет производство видеорингтонов: при звонке на экране телефона будет демонстрироваться видеоклип любимой группы абонента.

Еще одно направление — это мобильное телевидение и организация сообществ любителей телепередач. Телевидение в сетях третьего поколения станет интерактивным, пользователь сможет получать премиальные каналы вещания, влиять на развитие сюжета в реалити-шоу и сериалах, оперативно узнавать новости и смотреть фрагменты спортивных соревнований.

Свои сервисы будут предложены и любителям онлайновых многопользовательских игр типа World of Warcraft — наверняка появятся специальные шлюзы, позволяющие участвовать в игре не только с компьютера или игровой приставки, но и с мобильного телефона.

Без сомнения, со временем большой популярностью начнет пользоваться услуга видеозвонка. Сейчас ею пользуются редкие абоненты, что связано с высокой стоимостью трафика и фрагментарным покрытием 3G-сетей. Кроме того, не все телефоны поддерживают эту функцию. Но в дальнейшем ситуация наверняка изменится к лучшему — многие предпочитают не только слышать, но и видеть собеседника.

 

 

Когда 3G-сети появятся на столичных улицах — еще не ясно: операторы обещают к осени назвать хотя бы примерные сроки. А пока придется за скоростным интернетом спускаться в метро или ехать в торговый центр — хотя бы для того, чтобы самостоятельно оценить преимущества пресловутого 3G-интернета.

Оплачивать услуги виртуальных операторов можно будет через самые обычные терминалы QIWI, «Элекснет» и др.

Возможно, свой проект виртуального оператора будет развивать крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, которому принадлежат сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»

Без сомнения, WAP — неповоротливая и крайне дорогая технология передачи данных — в сетях 3G просто вымрет

Услуги виртуальных операторов будут особенно интересны «мигрирующим» абонентам  и обладателям двухсимочных мобильных телефонов

В тему
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить