Статьи

Пожиратели контента / НЕ СОЖРУТ ТВОЙ МОЗГ, ОНИ ВЕДЬ ПРОСТО ЛЮДИ

Олег Дивов / 02.12.2009 / 12:14

Если вы не заметили, у Mobi юбилей, и сдается мне, последняя полоса журнала — лучшее место, чтобы напомнить читателю об этом. А то мало ли.

Вот написал и сам удивился. Зачем написал-то? Попаду мимо аудитории. Если вы читаете эти строки, значит, сами знаете, что у Mobi праздник. А если не знаете — то и не читаете. Потому что уже пролистали не глядя колонки редакторов разделов и прочую эмоциональную чепуху. Вам инфа нужна, которой, слава богу, в Mobi навалом. А остальное — на фиг. Выходит что в лоб, что по лбу: достучаться до части публики я просто не могу. До верной половины (патриотично занизим оценку). Ей меня не надо. 

Как профессионал я с этим феноменом знаком. Но как обыватель при каждом столкновении с ним нервно вздрагиваю. Условно проблему можно обозвать «ориентацией на чистый контент», когда читатель в любом тексте вычленяет сугубую фактологию и отчасти аналитику (то, что он сам именует «идеями»). А упаковку продукта считает несущественной. Этот феномен уже жестоко оттоптался на русской коммерческой прозе, от фантастики до детектива: сейчас качество текста не влияет на продажи в принципе (и порой даже снижает их!), массовому читателю важно не «как» книга сделана, а «про что», и желательно поменьше длинных слов. Правда, когда в тексте мало канцелярских оборотов и «красивеньких» клише, читатель сетует на «бедный язык», но это уже дело другое.

Еще труднее периодике, особенно тематическим изданиям. Они различаются как раз упаковкой смыслов — общей редакционной политикой, взглядом на актуальные тренды, заходом на тему, подбором авторов. Но внутри-то, строго говоря, одно и то же. Соответственно для читателя надо выдумывать «заманухи». По возможности оригинальные, ибо нет одного крючка на плотву и щуку. Универсальные рекламные образы вроде были: куча денег, пушистый домашний зверь, очаровательный малыш и обнаженная красотка. Теперь выясняется, это рекламщики обманывали сами себя: многие не любят кошек, многие — собак, большинство умиляется только собственным детям, а женщины говорят, что не все они лесбиянки, даже латентные, и предпочли бы голых мужиков.

Остаются только деньги во всех проявлениях. Их тоже не все любят, но мало кто без них обходится, деньги — универсальный код коммуникации. Значит, в тематическом журнале надо так подавать контент, чтобы он, будучи читателем осмыслен, непременно капитализировался. Либо косвенно (удовольствие от обладания вещью), либо напрямую в выгоду (не купил ерунду), а лучше все сразу (купил недорого полезный гаджет). Причем факт капитализации надо прочно увязать с лейблом, поставившим контент. Прочел Mobi — получил выгоду.

Но вот незадача: это опять вопрос упаковки. А у нас каждый второй (ох, я патриот!) саму упаковку, как принцип, отвергает аж бессознательно...

И тут включается другой феномен нашего времени: упаковывать надо не столько контент, сколько — это важное слово уже проскакивало — смыслы. Грубо говоря, продавать не мнение журнала о продукте, а сам журнал, как отражение вполне определенного типа мышления, образа жизни и отношения к миру. Себя продавать, умницу и симпатягу, которому можно и нужно верить. Реже ошибаться, принципиально никогда не врать. И быть собой. И однажды это сработает: качество обеспечит количество. Издание обретет ауру, которая будет цеплять на пресловутом бессознательном уровне даже того, кто считает единственной заслуживающей полного доверия книгой таблицу умножения (она еще короткая, «не грузит» и написана простым понятным языком).   

Mobi здесь — удачный пример. Каждый номер журнала плотно набит информацией (не побоюсь пафосного слова, ценной информацией). Отчасти поэтому, а отчасти по природной склонности к «чистому контенту» множество читателей воспринимает колонки редакторов разделов и прочие милые прибамбасы как нечто совершенно не обязательное, а то и лишнее. И, естественно, в погоне за чистой инфой пролистывает массу интересностей. Но в конечном счете влияет на их выбор самого журнала все равно авторская обработка контента и продуманная упаковка смыслов. Это скромное профессиональное волшебство делает издание одушевленным, превращает информационный бюллетень о железяках, пусть они два раза мобильные, в полноценный журнал. В нем что-то возникает такое... Неуловимое для большинства. Но оно все равно работает.

Немножко живого разговора, пара честных человеческих слов, и приходит ощущение контакта. Вы получаете не просто инфу, пусть даже эмоционально окрашенную, а нечто большее — то, что гуманитарные технологи зовут сообщением. Вам открывается подтекст. Заканчивается фаза голой коммуникации, вы поднимаетесь на новый уровень.

Между прочим, способность общаться — палка о двух концах. Например, прошлая моя колонка, где ваш покорный слуга жаловался на проблемы с эргономикой, оказалась «сеансом психотерапевтического выговаривания». Года два я присматривался и принюхивался к подставке под ноутбук Logitech Alto, но что-то меня в ней смущало. А тут прихватил эту штуку в магазине походя, до кучи к тостеру и чайнику, водрузил на нее свой Большой Черный Ноут — и прямо счастлив. Среди безусловных плюсов два дополнительных USB-порта (вообще их три, но сама подставка втыкается в один из портов ноута) и разъем для источника питания, делающего из Alto мощный хаб. Есть кордлесс-версия, еще удобнее. Единственный минус — короткий левый «шифт» на клавиатуре. Но я к нему почти уже привык.

Короче, у меня контент капитализировался, и я знаю, кто помог. Спасибо читателям, спасибо Mobi и лично Роману Бобкову, втравившему меня в эту авантюру.

Будем трудиться дальше над капитализацией контента.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить