Статьи

Слово оператору. Интервью с Билайн

Евгений Тер-Авакян / 26.12.2009 / 00:34

Максим Гарусев, начальник отдела по развитию местной телефонии ГК «Вымпелком»

Что сейчас происходит с рынком VoIP? Какие игроки на нем присутствуют? Почему на нем мало крупных компаний?

Передача голоса по IP-сетям в той или иной степени используется всеми крупнейшими операторами, т. к. существующие сети и решения преимущественно являются гибридными. Если же речь идет об абонентских решениях, т. е. передаче голоса через интернет непосредственно от абонента, то их предоставляют небольшие компании. Такие схемы плохо соответствуют отраслевому законодательству РФ по связи и требованиям регулирующих органов. Это одна из причин, почему ими не занимаются крупные операторы. Кроме того, такие решения не позволяют гарантировать качество предоставляемого сервиса. Другая причина — специфика аудитории. Подавляющее большинство пользователей интернет-телефонии не готовы платить разумные деньги за услугу. Они готовы мириться с низким качеством связи, ее периодическим отсутствием, но при этом хотят звонить либо бесплатно, либо по очень низкой цене. В результате все попытки поставить продукт на коммерческие рельсы обычно терпят неудачу, даже реклама не помогает.

Чем обусловлена низкая цена на услуги интернет-телефонии у мелких компаний? От чего она зависит? Если на рынок пойдут крупные игроки, цены еще упадут?

Низкая цена на дальнюю связь поддерживается за счет того, что голос передается напрямую через интернет, а не через специальные транзитные узлы для передачи голосового трафика, определенные законодательством. Это позволяет экономить, но противоречит существующим требованиям регулирующих органов. Посмотрите на список лицензированных операторов дальней связи — он очень мал, все остальные игроки должны работать через них и цены не могут быть низкими в случае легального бизнеса. Во-вторых, качество интернет-телефонии обычно сильно уступает качеству традиционной телефонии. Существуют решения, способные вывести IP-телефонию на достойный уровень, обеспечить хорошее качество связи, стабильность работы и требуемый уровень безопасности, однако они очень дороги. Кроме того, объемы передаваемой информации в интернете постоянно растут, и требуются большие инвестиции для поддержания сетевой инфраструктуры на должном уровне. Это означает, что качественная и соответствующая законодательной базе интернет-телефония не может быть дешевле, чем обычная. Даже если крупные игроки начнут предоставлять услугу передачи голоса через интернет непосредственно от абонента, нет никаких предпосылок к удешевлению.

За счет чего живут компании типа Skype? Не являются ли их услуги угрозой обычной мобильной/фиксированной телефонии?

У компаний, предлагающих IP-телефонию конечным абонентам, сегодня довольно много клиентов. Это связано с низкой или даже нулевой стоимостью услуги. Однако, несмотря на большое количество пользователей, заработать компаниям удается с трудом (ставка на размещение рекламы в программном обеспечении и дополнительные слуги себя не оправдывают). Такие операторы покупают наиболее дешевый голосовой трафик по различным направлениям дальней связи без учета качества и стабильности этих каналов. Серьезную конкуренцию фиксированной и мобильной телефонии они пока не составляют, т. к. заметно уступают в качестве и не способны обработать большие объемы голосового трафика. Многие абоненты не настроены на долговременное сотрудничество с такими VoIP- операторами, демонстрируя фактически нулевую лояльность, и используют их услуги скорее как средство развлечения.

Кто в основном пользуется услугами VoIP? Достаточное ли там сейчас количество абонентов, чтобы рынок начал развиваться? Есть ли разница между российским и зарубежным рынком?

Если говорить о нашей стране, то VoIP заметен в двух сферах. Во-первых, это дальняя связь (яркий пример — голосовые карты), где значительную долю абонентов составляют мигранты, студенты, командировочные сотрудники, которые часто звонят домой и желают сэкономить на звонках. Во-вторых — это в чистом виде интернет-телефония внутри социальной сети (переговоры Skype-to-Skype и пр.). Сильного отличия с зарубежным рынком мы не наблюдаем, там в предоставлении телефонных услуг также лидируют крупные операторы.

Приведет ли появление сетей третьего поколения к росту объема мобильного VoIP-трафика?

В ближайшее время услуга вряд ли станет массовой, хотя конечно определенное количество пользователей такой способ связи привлечет.

Предлагает ли «Билайн» услуги интернет-телефонии? Если да, то в каком виде?

Сервисов интернет-телефонии в общепринятом смысле «Билайн» не предоставляет. Тем не менее, у нас идет разработка гибридной услуги, которая войдет в пакет услуг Triple Play. На развитие такого сервиса ориентированы все крупнейшие интернет-провайдеры. Под Triple Play подразумевается предоставление широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и телефонии от одного оператора. Услуга цифрового телевидения — IPTV («Билайн» ТВ) уже запущена в Москве, и мы планируем ее развивать. Что касается телефонии, то для физических лиц этот сервис предлагается в Подмосковье, это наш пилотный проект. Особенность услуги в том, что мы используем общую широкополосную среду, но при этом создаем выделенные ресурсы для передачи голосового трафика. Таким образом обеспечиваются все отраслевые нормы и гарантия качества. Именно поэтому в квартиру абонента выводится обычный медный провод и устанавливается обычный домашний телефон. Использовать программы или специальные IP-телефоны в нашем решении невозможно. Абонент получает отдельно выход в интернет и отдельно — городской телефон с двумя номерами, местным (в кодах 498/496) и московским (в кодах 495/499). Такое решение полностью соответствует законодательству и позволяет предоставить пользователю множество удобных функций, отсутствующих в традиционной телефонии — например, личный web-кабинет с детализацией в реальном времени. Пока окончательное решение о распространении услуги в других регионах не принято — мы оцениваем целесообразность ее запуска.

Как работают карточки телефонии? Имеют ли они отношение к VoIP? Почему на них тоже низкие цены?

Они работают очень просто — создается один входящий номер, но который и поступают все звонки от различных абонентов, купивших карты. Собранный таким образом голосовой трафик операторами голосовых карт направляется по самым дешевым каналам. Эти проекты могут иметь отношение к VoIP-технологиям, а могут и не иметь. Собственно, сами карты — это просто канал продаж, форма предварительной оплаты услуг. Но можно с уверенностью сказать, что во многих случаях «карточные» операторы эксплуатируют не отвечающие законодательству схемы маршрутизации голосового трафика. При использовании карты «Межгород» от «Билайн» соединение происходит не от того узла, где находится абонент, а через коллективные точки доступа с общим номером для всех. При этом в случае с картой «Межгород» используется гибридная технология; помимо VoIP, в схеме задействована традиционная сеть дальней связи лицензированного оператора «СЦС Совинтел» (входит в группу компаний «Вымпелком»). Собственно, у нас нет «последней мили» к абоненту, что позволяет экономить затраты на поддержание сети и, соответственно, предлагать абоненту низкие цены.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить