Статьи

Сколько на самом деле стоят дешевые «мобильные» минуты / Обратная сторона цены

Максим Букин / 28.12.2009 / 12:48

Операторы всея Руси денно и нощно сражаются за повышение ARPU — среднемесячного дохода на абоненте. 1 июля 2006 года органы государственной власти принудительно ввели в действие принцип «платит вызывающая сторона» — и операторам пришлось пересмотреть расценки на мобильную связь (естественно, в сторону увеличения). 1 января 2009 года (вернее, немного раньше, но ради красивой цифры и соврать не грех) резко упала стоимость рубля на мировых финансовых рынках. И снова операторам пришлось «подрезать» условия тарификации, повысить цены на роуминг и заново оценить дополнительные услуги связи.

Но тут абоненты взбунтовались, и ARPU неуклонно покатился под гору. Чтобы остановить снижение доходов, операторам связи пришлось пойти на крайние меры и ввести ну очень дешевые тарифы — буквально пара копеек за минуту голосового вызова.

Скажете, самое время абонентам радоваться? Не тут-то было: подобные тарифные предложения скрывают множество ловушек.

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Благодаря введению подобных тарифов абоненты наконец смогли узнать, сколько же на самом деле стоит внутрисетевая минута у операторов связи — очень и очень мало. Иначе как бы они могли себе позволить установить цену в 5 копеек за минуту голосового вызова? И это с учетом того, что в эту микроскопическую цену — шестая часть американского цента по текущему курсу — еще и прибыль заложена!

Такая (ну или примерно такая) цена установлена для тарифных планов «А-Мобайл» (МТС), «Просто для общения» («МегаФон»). Чуть дороже оценивается минута разговора внутри сети на тарифном плане «Монстр общения» («ВымпелКом»). При этом, несмотря на схожесть расценок, принципы тарификации у каждого оператора свои.

Дешевые тарифные планы долго не живут. Поэтому покупать такую SIM-карту и использовать как основной телефонный номер не стоит

Первый вариант — для неразговорчивых абонентов: определенное количество минут в день (примерно 15) предоставляется абоненту бесплатно, а за каждую минуту сверх этой нормы пользователь платит 90 копеек. Путем несложных арифметических вычислений можно узнать, что в среднем минута разговора на этом тарифном плане стоит 5,6 копеек. Именно такими цифрами оперирует тариф «А-Мобайл», который распространяется в торговых комплексах «Ашан».

Второй вариант — самый простой, без «заморочек»: минута разговора стоит 5 копеек, никаких ограничений по продолжительности разговора нет. Его используют в тарифном предложении «Просто для общения» от «МегаФон».

Третий вариант — очень хитрый, с полпинка и не разберешься: за первую минуту (вернее, за вызов) абонент платит 3,95 руб. — высокая даже по столичным меркам стоимость вызова! Зато со 2-й по 11-ю минуты стоимость резко снижается до 5 копеек за минуту. Потом — снова скачок вверх — 1,75 руб. за 60 секунд общения. Таким образом, средняя стоимость минуты зависит от продолжительности разговора — «средневзвешенная» стоимость минуты в разговоре длительностью 15 минут составляет 83 копейки, в пятиминутной беседе — 69 копеек. Больше, чем у конкурентов, но меньше, чем на большинстве тарифных планов. Такой вариант формирования цены использует «ВымпелКом» на тарифе «Монстр общения» (с подключенной услугой «Клуб»).

ПОГОВОРИ МНЕ ТУТ!

Как бы то ни было, все операторы связи, разрабатывая недорогие тарифные планы с низкой стоимостью минуты голосового вызова, не забывают установить максимум ограничений для абонентов. Оно и понятно — представить, что они будут работать себе в убыток или даже «в ноль», сложно. Поэтому на рынке появляются только тщательно просчитанные, математически выверенные предложения — и никакой «халявы».

Основных ограничений несколько.

Все «вкусные» цены действительны только при нахождении в домашнем регионе при звонке на номера абонентов того же региона

Во-первых, выгодная цена на звонки действует только внутри одного тарифного плана. Это существенно упрощает биллинг (следовательно, оператор имеет возможность сэкономить), и, кроме того, заставляет клиентов переходить на новые тарифные планы (естественно, за определенную плату) или приобретать новые SIM-карты (даже формальный рост числа абонентов — полезный показатель для биржи и акционеров). В общем, куда ни глянь — одни сплошные преимущества.

Во-вторых, низкая стоимость вызовов на тарифе устанавливается на определенный промежуток времени — например, на квартал. По окончании этого «рекламного» периода стоимость таких дешевых раньше звонков может существенно возрасти. Или остаться прежней — тут уж не угадаешь.

В-третьих, на таком тарифе выгодная цена устанавливается только на определенный тип услуг, а остальные услуги стоят в разы больше, чем на традиционных «дорогих» тарифных планах. То есть, к примеру, если голосовая связь стоит копейки, то услуги GPRS будут стоить рубли.

Наконец, в-четвертых, нужно обязательно помнить о том, что все «вкусные» цены действительны только при нахождении в домашнем регионе при звонке на номера абонентов того же региона. В роуминге, пусть даже внутрисетевом, выгодные цены перестают работать, и пользователь платит уже по полной программе.

ПОЛЕЗНЫЕ МЫШЕЛОВКИ

Руководители «МегаФон» в частных беседах признаются, что ARPU пользователей тарифного плана «Просто для общения» — того самого, в котором минута разговора стоит 5 копеек — ничуть не ниже (в среднем, разумеется), чем у абонентов других тарифных планов предоплатной системы расчетов. И тут есть, разумеется, свои хитрости.

Самая первая — локальная цена на SMS. В пресловутые 5 копеек оценивается одно сообщение на тарифах «Просто для общения» и «Монстр общения», но только в том случае, если адресат — абонент того же тарифного плана в домашнем регионе. Хотите писать абоненту «со стороны»? Будьте любезны раскошелиться. У «ВымпелКом» сообщения на телефоны российских операторов стоят 1,75 руб., у «МегаФон» — аж 2 руб. В «А-Мобайл» (МТС) еще круче — 80 копеек стоит SMS-сообщение внутри тарифа, 1,6 руб. — сообщение на телефоны абонентов МТС по всей России, 1,95 руб. — абонентам других сотовых операторов.

Разрабатывая недорогие тарифные планы с низкой стоимостью минуты голосового вызова операторы устанавливают максимум ограничений для абонентов

Аналогично дело обстоит с передачей данных. «ВымпелКом», к примеру, в рекламе обещает своим абонентам пакеты GPRS-трафика по 5 копеек. Правда, пакет получается «с дыркой» — за эту цену дают только 20 Кб, а 1 Мб трафика стоит уже вполне стандартные 2,56 руб. Впрочем, справедливости ради отметим, что даже это — очень неплохая цена: у МТС такой же объем данных стоит 7 руб. (без тарифных опций), а в тарифе «Просто для общения» передачи данных вообще нет как отдельной услуги.

То, что низкие цены устанавливаются только на звонки абонентам этого же тарифа в этом же регионе, тоже играет на руку операторам. Оно и понятно: один минутный звонок абоненту «со стороны» — и 10-20 минут дешевых разговоров для оператора уже «отбились». Для оператора это беспроигрышная лотерея: перевести всех своих друзей и деловых партнеров на один тариф абонент однозначно не сможет, а значит так или иначе будет совершать дорогие звонки.

А звонки действительно дорогие. На тарифе «Просто для общения» звонки на московские номера (мобильные и стационарные) стоят 2,5 руб. — это целых 50 минут общения внутри тарифа. У МТС цены менее гуманны — 3 руб. за минуту, в пересчете на разговоры внутри тарифа — 53 минуты общения. У «ВымпелКом» разница меньше — в среднем при пятиминутном разговоре минута стоит 2,05 руб. против 69 копеек при звонках внутри тарифа.

Определенную мзду оператор получает с абонента, который, привлеченный рекламой и заманчивыми лозунгами, подключается к новому тарифному плану. Если к обычным тарифным планам абонентов подключают бесплатно или за авансовый платеж, который полностью зачисляется на счет абонента, то в недорогих тарифных планах дело обстоит иначе. Самая гуманная стоимость стартового комплекта — у МТС: оператор просит 50 руб. за комплект подключения, 30 руб. из которых зачисляются на счет. Абонентской платы нет, срок действия платежей не установлен. Стартовый комплект «Просто для общения» стоит от 150 до 250 руб. (в зависимости от точки продаж), на счет из них зачисляется только около 100 руб. Здесь у платежей тоже неограниченный срок действия. Подключение к «Монстру общения» обойдется в 150 руб. при покупке новой SIM-карты и 60 руб. — при переходе с другого тарифного плана. И вот тут придется вспомнить о сроках действия платежей, которые зависят от размера денежной суммы, — помните, по такой схеме раньше работал «МегаФон»? Так, если пополнить счет на 150 руб., деньги можно использовать только в течение 7 дней, решите сразу выложить тысячу — в вашем распоряжении 180 дней.

***

Недорогие тарифные планы пришли к нам «навеки поселиться». Раньше эта рыночная ниша пустовала, и только недавно операторы — не без пользы для себя — начали успешно ее обживать.

Нам в этом случае остается только одно — осторожно изучать тарифные сетки новых дешевых предложений и не покупаться на заманчивую рекламу. Выгода от дешевых тарифных планов почти всегда односторонняя, и не в пользу абонентов.

Оптимальный вариант — купить двухсимочный аппарат и использовать дешевый тарифный план как дополнение к основному мобильному номеру. Только так можно получить хоть какую-то выгоду.

В тему
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить