Статьи

Будь готов к обратной связи / А НЕ ТО ОНА ТЕБЯ УДИВИТ ПО САМОЕ НЕМОГУ

Олег Дивов / 26.12.2009 / 01:23

Когда разразился скандал-анекдот с Kindle («Амазон» выдернул пару книг Оруэлла прямо из читалок), на него не откликнулся только ленивый. Ну вот я, например. То есть я ограничился репликой в стиле «так вам и надо». Ну правда, надо же понимать, что в электронном мире обратная связь — не «письма наших читателей». Это еще и волосатая лапа, беспардонно лезущая в твой гаджет. Ты ее сам туда пустил, нечего теперь нюни развозить.

Публика ко мне в блог ходит добрая, поэтому не заклеймила меня позором, но в остальном реагировала стандартно: только тупой пиндос может позволить «Амазону» копаться в своем мобильном девайсе, и только тупой пиндос покупает электронные книги. Мы русские, мы умные. Мы знаем, что система должна быть строго с односторонним доступом, а книги надо воровать.

И еще крайне желательно всем перейти на «Линукс»!

Дальше все должно было произойти как в культовой песне группы «Тайм-Аут»: «Большая тусовка спускается с гор / А я достаю свой тяжелый топор». Ибо чаша моего терпения, кроме шуток, переполнилась. Но разум возобладал над чувствами, и я сделал вывод: придется написать про Kindle.

Два года назад, когда эта странная читалка появилась, ее ругали все. Нет, не так: ВСЕ!!! Вот типичный заголовок статьи в рунете: «Какой не должна быть электронная книга».

Насколько помню, вообще никто не написал о Kindle статьи-предупреждения вроде той, что я сделал для вас о Fujitsu FLEPia. Да меня до сих пор за эту флепию ругают. В том числе и коллеги-фантасты. Зафантазировался, дескать.

Прошло, напомню, два (в скобках прописью — два!) года с момента появления Kindle. В ее оригинальный формат переведено 280 000 книг и около 50 периодических изданий. И каков результат? А таков, что на товары для Kindle приходится 35% всех продаж «Амазона» и его партнеров. Главный вопрос повестки дня угадайте с трех раз. Неужто не угадали? Всех очень волнует то, что Kindle не цветная.

Особенно это волнует медиахолдинги, которые отслеживали рыночную судьбу Kindle очень внимательно. Сейчас в читалку трудно ставить рекламные баннеры, некрасиво получается. Ведь большинство онлайн-изданий живет за счет рекламы. Как только Kindle будет цветной, они в нее мертвой хваткой вцепятся. И костьми лягут, чтобы сбить на нее цену. Дабы сунуть в руки каждому американцу, а далее, как говорится, везде. 

Так за что ее ругали-то? Ишь какой оказался перспективный девайс.

Да ни за что ругали. Это была нормальная реакция людей, которым такой товар не нужен — и они не понимают, зачем он может понадобиться еще кому-то. Людей, привыкших все рассчитывать «от себя». Я им иногда завидую. Они могут себе позволить эту роскошь: не замечать окружающего мира. Не видеть, сколько в этом мире людей с совершенно иными приоритетами. Не знать, как умно делается бизнес, как ловко он находит компромиссы между своей выгодой и запросами покупателя.

На самом деле Amazone Kindle — хитрый продукт. Как говорят в уголовном мире, продуманный до делов. Изначально это была патологически закрытая система, теряющая смысл в отрыве от американского оператора Sprint и, собственно, магазина Amazon. Но возможность прочесть бесплатно несколько страниц любой книжной новинки (а дальше, если захочешь — заплатишь) перевесила все: первый «тираж» Kindle сдуло с прилавков за 5,5 часов. Пошел тестовый период, который никто так не называл, но по сути он таковым был.

И оказалось, что все замечательно. По итогам тестового периода Kindle осталась привязана к «Aмазону» — и так все довольны, уже Google подтягивается, обещает продавать контент под киндл-формат. Пришлось научить Kindle распознавать PDF, люди очень просили. И делегировать «киндловские» возможности айфонам. Если надо читать одну книгу на разных носителях, iPhone или iPod touch станет как бы «зеркалом» вашей Kindle: там синхронизируются даже закладки.

«Возможно, для определенной категории покупателей, далеких от ПК и интернета, Kindle покажется устройством, привлекательным во всех смыслах», — писали самые смелые аналитики два года назад. Боже, как смешно все это звучит сегодня. «Определенной категории» набралось в одних только Штатах больше полумиллиона человек, и это при несуразно высокой цене для такого узкоспециального девайса. Новейшую KindleDX недавно раскупили по предварительной записи за два дня.

«Что такое полмиллиона читателей — скажете вы, — разве это масштаб?» А вот умножьте на десять баков — стоимость одной книги. Или лучше на двадцать четыре — годовую подписку одной газеты. Обычно же одна читалка приносит на порядок больше, и это только начало.

Было бы странно, не включись в игру Google и Sony. Они включаются, причем Google играет на две стороны, обещая библиотеку в 600 000 наименований под форматы eReader и Kindle — а дальше все пойдет по нарастающей, как снежный ком в мягкую сырую зиму.

Осталась, в общем, одна ложечка дегтя. Действительно Kindle — штуковина с обратной связью в худшем смысле слова. Вы, конечно, скачиваете на нее текст, но продают вам не его, а только «лицензию на прочтение». Лицензию могут отозвать, как случилось с двумя книгами Оруэлла, когда встал вопрос об авторских правах. Бац — и нету книжек в читалке. А вы глазами хлопаете. Потом, конечно, перед вами извинятся, но осадок неприятный гарантирован.

Однако хотелось бы напомнить пару фактов. Стив Джобс давно проговорился, что есть «кнопка смерти» для удаленного уничтожения приложений на iPhone. А Билл Гейтс ничего не говорил, просто Microsoft 24 августа 2007 года принудительно заменила девять экзешников и системных библиотек на машинах с XP и Vista — даже тех, где был выключен чекер автообновления, и даже на честно спираченной копии, которой пользуется Россия и Китай. И добиться от Microsoft правды о лихом незаконном вторжении удалось только через месяц.

Я сейчас гадость скажу. Ладно, никого не расстреляли за это, так никто еще и не умер от обиды.

А если умер — его проблема.

Ибо, как говорили советские пионеры: «Будь готов! — Всегда готов!». Или держи компьютер подальше от интернета, а мобильника вообще не покупай. А уж такую опасную штуку, как Kindle, за версту обходи.

Я вам, кстати, не рассказывал, почему у меня нет телевизора?..

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить