Статьи

Операторское "железо"

Максим Букин / 29.01.2010 / 17:06

Крупные провайдеры мобильной связи в нашей стране только-только начинают задумываться о  продаже оборудования под своим брендом, как это давно делают западные компании. Хотя позиции  розничных сетей по продаже цифрового оборудования еще сильны. Но это - ненадолго. При грамотном  подходе к делу и сотрудничестве с производителями терминалов через пятилетку российский рынок  кардинально изменится - вместо россыпи разноцветных торговых павильонов абоненты будут видеть  преимущественно монобрендовые слоны в цветах операторов связи, где можно будет найти  преднастроенное "железо" для работы только с тем или иным провайдером мобильной связи. Сейчас  рынок только в самом начале.

ТЕЛЕФОНЫ С ЛОГОТИПОМ

Подготовка к выпуску терминалов под собственных брендом велась у операторов давно - опыты,  в первую очередь, ставили в МТС. Но классическим примером "как надо", в какой-то степени может  служить только "Скай Линк" - правда, не от хорошей жизни. Лишившись распространенных в мире частот  800 МГц для развития сотовой связи, компания получила «нарезку» в диапазоне 450 МГц. Этот спектр хоть и обладает более  высокой дальностью и пробивной способностью, чем 900/1800 МГц и 2100 МГц (на этой частоте  разворачиваются сети 3G), но вендоры предпочитают разрабатывать оборудование для 450 МГц по  остаточному принципу - в мире мало таких сетей. Следовательно, "Скай Линку" приходится не только  искать аппараты, модемы и роутеры в каталогах у китайских производителей, но и оборудовать их  новой радиочастью, что предполагает весьма длительный процесс тестирования на взаимную  совместимость и локализацию. Правда, все подобные "игрушки" у оператора помечены именно его  логотипом, а название фирмы-производителя скромно проходит только в документации. Нечто подобное  развивает и "Скартел", который развивает мобильный WiMAX. Так что модель вполне очевидная и  компании "Большой тройки" постепенно начинают осознавать что им необходимо делать и как.

В МТС эксперименты ставились давно и массированно - впрочем, без особенного успеха. С  самого начала компания предложила пользователям МТС i42 и МТС i43, при этом начало их продаж  сопровождается специальной телевизионной  рекламой. Основным отличием моделей друг от друга в  целом можно было назвать лишь дизайн. У модели МТС i43 он был  весьма схож с дизайном Nokia 6230, у  модели i42 – с Nokia 8210, но числом клавиш и их формой напоминает  Siemens A60. Сами телефоны  были сделаны по OEM-контракту тайваньской компанией Arima. Но продажи не  пошли и из-за высокой  цены (порядка 90 долл.), а также из-за того, что на рынке уже тогда было представлено по  меньшей  мере 3–4 аналогичных аппарата по меньшей цене от крупных производителей. Определенные планы были у МТС с "Ситрониксом", но каких-либо значимых продаж у терминалов SMD-103, 104, 105 и  коммуникатора SDC-106 не случилось. Аналогичная история была и с iPhone, на этот раз – у всех компаний «Большой тройки» - цветные крышки с  логотипами операторов не пользовались особым спросом: такие раскрашенные терминалы подошли только  для сотрудников компаний мобильной связи. Да и высокая цена привела к тому, что все операторы провалили планы по продаже этих «игрушек». Пробовали реализовывать преднастроенные терминалы и в Tele2 (в Санкт-Петербурге), но идея долго не продержалась – «разлочить» телефоны оказалось весьма просто.

Надо отметить, что операторы, эмитируя брендированные терминалы, не готовы поддерживать с их помощью своих конкурентов,  поэтому кроме внешнего вида и раскраски в свои цвета, установке на центральной панели устройств своего логотипа, они часто  «привязывают» их только к одному оператору связи. Такие трубки называют «лочеными» – функция SIM-Lock. В   качестве компенсации за такие неудобства западный оператор обычно идет пользователям навстречу –  дотирует  терминалы (продает их ниже себестоимости в надежде на то, что пользователь «отобьет» эти  затраты постоянными  разговорами по номеру), предлагает длительную рассрочку (от года, причем  платежи за телефон снимаются равными  долями со счета абонента – эдакий беспроцентный кредит),  предлагает замену аппарата с минимальной доплатой на  терминал более высокого уровня. Но в России  ничего подобного нет - рынок только в стадии роста.

В настоящий момент МТС представляет три модели брендированных терминалов - МТС 236, МТС  736, МТС 835 как с подключением, так и без него. Кроме того, свое "железо" есть и у "МегаФон" -  Huawei T261L и Megafon CP09. Фактически, большинство представленные в России операторских  терминалов занимают миниатюрную нишу недорогих телефонов для pre-paid тарифов, которые продаются в  Европе и США по принципу "связь сразу". То есть купил комплект и можно использовать немедленно.  Стоят такие комплекты в Европе от 30 до 50 евро, причем сам терминал, который в российских  торговых сетях реализуют за 20-30 евро, всего-то один евро с налогами. Остальные деньги идут на  счет пользователя. В России иначе – абоненту предлагается заплатить от 700 до почти 6 тыс. руб. – полную стоимость терминала. Небольшая скидка возможна только если абонент покупает терминал с подключением. Кроме того, МТС пытается осторожно занять нишу 3G-терминалов с помощью  продукции китайских производителей, забывая, что качество таких терминалов и их функционал  оставляет желать лучшего. Куда как лучше, по примеру того же Vodafone, установить прямые контакты  с HTC, Samsung, LG - терминалы будут гораздо лучшего качества. Нечто подобное пытается сделать и "ВымпелКом",  продавая своим абонентам на Дальнем Востоке трубку Huawei U121 - это устройство не позволяет  осуществлять видеозвонок, но может работать как внешний модем, а также имеет  слот microSD и  FM-тюнер: в целом, рядовая трубка для массового рынка.

Телефон МТС 236 не SIM-локирован и готов для работы в сетях других операторов

МТС 736

МТС 835

Правда, по какому-то странному стечению обстоятельств ни у МТС ни у "МегаФон" терминалы,  брендированные оператором, в интенет-магазинах компаний не доступны. У МТС напротив всех моделей  до сих пор висит логотип "Скоро в продаже", а на интернет-витрине "МегаФон" терминалы (в отличие  от фоторамок, MMS-камер и нетбуков) просто не представлены. "ВымпелКом" тоже "стесняется" - его  единственный брендированный терминал продается в небольшом количестве регионов и только в салонах связи и исключительно с подключением.

Huawei T261L

Приобретать такое "железо" вполне возможно - при этом стоит учитывать несколько основных  особенностей. Чаще всего, тот ТП, который будет добавлен к этому телефону, не самый выгодный и с  него стоит как можно быстрее уйти. Оставаться стоит только в том случае, если этот тариф  специально "заточен" по какую-либо группу пользователей (к примеру, для пожилых людей). Приобрести  терминал без тарифа в большинстве случаев не получится - операторы таким образом увеличивают  количество новых "подклюенцев", не останавливаясь перед увеличением числа "мертвых душ".  Гарантийное обслуживание на такие модели терминалов будет аналогичным тому, что можно получить в  самом обычном салоне связи, но качество трубок не всегда будет идеальным - лучше покупать их в  фирменных салонах связи оператора связи, обычно там со сменой терминала на новых, в случае брака,  все обстоит получше, чем в салонах связи. Кроме того, пока не стоит ждать в таких трубках каких-то  дополнительных приложений или кастомизации - это только проба пера, интересные условия  приобретения, дотации и скидки будут возможны только в будущем, когда бизнес-модели реализации  таких устройств будут "обкатаны" до конца.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

С чем операторы мобильной связи хорошо справляются - так это с продажей USB-модемов для  "мобилизации" абонентов и их оперативного доступа в Сеть. Такие  устройства дают возможность  обеспечить передачу данных по протоколам GPRS/EDGE, а также HSDPA для UMTS-сетей  (их развивают  операторы “Большой тройки”) и Rev.A или Rev.0 для сетей CDMA2000 (их продвигает “Скай Линк”).   Обычно скорости таких сетей достаточно, чтобы обеспечить доступ к электронной почте, веб-серфингу  в сети  Интернет. Наиболее прочно эту рыночную нишу заняла компания Huawei, которая выпускает  мобильные модемы для  всех операторов "Большой тройки". Также для UMTS-сетей также активно  производят устройства такие компании, как  ZTE и SonyEricsson. Для CDMA2000 - AnyData, Cmotech,  Ubiquam.

Стоимость всех подобных устройств для мобильных и стационарных ПК уже находится в районе 1  тыс. руб. и, возможно, будет еще ниже – каждая компания «Большой тройки» предлагает абонентам как минимум по паре подобных «железок». Для сравнения, на Украине мобильные модемы от того же  "КиевСтар" можно найти по цене чуть меньше 20 долл. - и это без всякого обременения в виде  контракта на передачу данных. Кстати, с этим типом устройств, все чуть иначе, чем с терминалами -  тот ТП, который прилагается к мобильному модему, обычно самый выгодный по цене мегабайта и к нему  можно подключить все тарифные опции по "безлимитному" доступу в сеть Интернет.

В отличие от модемов, выполненных в стандарте PC Card или ExpressCard, сейчас наиболее  популярные  модели подключаются к компьютеру по протоколу USB. За последнее время мобильные модемы  стали более легкими (от  25 до 45 г), они больше не комплектуются CD с драйверами (в своем  большинстве управляющее ПО “зашито” во  встроенную память устройства), также они не обладают  встроенными аккумуляторами (питание осуществляется от  ноутбука). Кроме передачи данных,   практически все из представленных мобильных модемов могут отправлять и принимать SMS-сообщения с  помощью  встроенного ПО.

Кроме модемов, есть еще два типа товаров, которые операторы мобильной связи будут  продвигать под своим брендом - это USB-видеокамеры и, разумеется, рамки для цифровых фотографий.  Правда, все эти устройства будут далеко не такими простыми - в каждом из них установлен небольшой  мобильный модем, что делает их генераторами денег для провайдеров мобильной связи. USB-камеру  можно оставить работать в автономном режиме без компьютера - благодаря встроенному серверу она дает  возможность абоненту просматривать окружающую реальность, с ее помощью, через сеть Интернет -  исходящего канала даже в 200 Кбит/с вполне хватат для передачи картинки со звуком. Ну а цифровая  рамка призвана повысить индекс инноваций оператора связи за счет работы с MMS - именно с помощью  таких мультимедийных сообщений абонент может отправлять на нее свои фотографии, которые получатель  увидит на большом экране: удобно, красиво и позволяет увеличить MMS-трафик в сети.

Следующий шаг операторов мобильной связи применительно к телефонам - это расширение списка преднастроенных моделей в самых разных ценовых категориях. Для того, чтобы понять будущее отечественных компаний мобильной связи достаточно заглянуть на веб-сайты Orange или Vodafone, где такие модели взаимодействия работают уже давно. Наибольшее развитие ожидает средний сегмент: абонент получит смартфон или коммуникатор со сбалансированным тарифным планом, включающем и голосовые минуты для общения и интернет-трафик и пакет SMS. разумеется, с контрактом на пару лет. Правда, стоимость "входного билета" будет равна стоимости устройства (российское законодательство крайне плохо обеспечивает защиту оператора, который дотирует оборудование), но, зато, большая часть таких затрат вернется к абоненту на счет как компенсация части абонентской платы. Таким образом, само "железо" будет стоить ему сотню евро. Аналогичная схема реализуется в "Скай Линке" уже около года и определенные успехи уже есть.

Вообще, идея операторского оборудования вполне обоснована математически - приобретая более производительное абонентское устройство, значительная  часть постоянных клиентов оператора связи значительно увеличивает свой средний ежемесячный счет в результате  подключения к новым услугам. Но, вместе с тем, покупают новую технику абоненты крайне редко — большинство из  них не разбирается в тонкостях выбора мобильного устройства и, несмотря на возможность это сделать, они тянут  до последнего: обычно до той поры, пока их терминал не ломается. Предлагая им новые терминалы и, возможно,  мобильные модемы за небольшие деньги или без первоначального взноса, оператор может получить лояльных  клиентов, использующих все больше дополнительных услуг связи.

Пока что операторы, скорее всего, будут работать с небольшими китайскими OEM-компаниями и создавать терминалы для спортсменов, детей, национальных диаспор (возможно, со специальными  контент-предложениями), футбольных болельщиков, для людей с ограничением по слуху и т.д. Фактически, специальные тарифные планы будут комплектоваться специальным оборудованием. И эта  тенденция уже началась.

В тему
24.07.2009 / 16:57
10.07.2009 / 17:53
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить