Статьи

Интервью с генеральным директором "Аймобилко" Николаем Белоусовым

Леонид Молвинских / 05.07.2010 / 14:03

О компании «Аймобилко» мы писали в статье «Где скачать электронные книги и журналы?»

Напомним, «Аймобилко» на сегодняшний день является одним из самых успешных проектов в рунете в сфере распространения легального контента. Генеральный директор Николай Белоусов согласился рассказать нам о своем нелегком, но интересном деле.

Николай, когда стартовал проект «Аймобилко»?

08.08.08 в 8 часов 8 минут мы запустили сайт www.imobilco.ru.

Почему вы пошли на эту авантюру? Рынок в 2008 году уже виделся готовым к легальному контенту?

Кто-то же должен был сделать это. Мы безусловно верим в рынок, который рано или поздно возникнет. Он уже формируется. Было и есть большое желание, чтобы рынок качественного контента в интернете наконец-то нормально заработал. Отчаянный, конечно, был поступок в значительной степени.

Риски обсчитывали?

Любой успешный проект связан с рисками: требуется определенный объем инвестиций и так далее. Главное, что у нас были хорошие идеи и люди, которые в них верили. Если ты бизнесмен, авантюрист в хорошем смысле слова — приходится рисковать. Это, конечно, не самый прозрачный бизнес. Нормальная такая авантюра. Но как иначе-то? Только совершая дерзкие поступки, можно достичь хорошего результата.

У вас уже был опыт работы в деле дистрибуции контента до проекта «Аймобилко»?

Никакого опыта. Мы начинали с чистого листа, до этого работали в сфере IT, но контент и интернет как среда его распространения — все это было для нас впервые. И слава богу. Те люди, кто был в рынке на тот момент, даже не могли себе помыслить, что подобного рода проект может быть успешным. Мы были белой вороной с точки зрения всех остальных участников. И это послужило некоторым конкурентным преимуществом.

Модель с подпиской — собственное изобретение или подсмотрено на Западе?

Наше. Мы ищем аналог «Аймобилки» на Западе — но ничего подобного нет. Нет полного аналога нашей системы доставки контента. Мы сразу решили, что у нас будет все: мультфильмы, книги, аудиокниги, музыка, журналы — весь цифровой контент. Человек должен иметь возможность утолять информационный голод в одном месте, а не бегать по разным сайтам.

Есть один нюанс — до нас было множество попыток наладить отношения с потребителем: и разного рода подписки, и оплата по SMS — все это было. Но при этом пользователь постоянно чувствовал себя обманутым. К примеру, заявлена одна цена SMS — а фактически нужно заплатить в четыре раза больше. Перед нами стояла задача завоевать доверие потребителя. Для этого нужно было сделать ресурс максимально удобным и прозрачным, без обмана.

Что самое сложное в переговорах «Аймобилко» с правообладателями?

Сложности сильно зависят от типа контента. Сейчас на imobilco.ru есть практически вся литература, которая продается в стране официально. Почему у нас больше всего книг? Все потому, что в России есть издательства, которые смотрят в сторону интернета и сами заинтересованы в цифровой дистрибуции. До них легко дотянуться. Конечно, есть свои трудности и тонкие моменты, которые в основном касаются договоров с авторами.

Совсем иначе обстоят дела с музыкальными лейблами. В России большая раздробленность среди лейблов. Если на Западе несколько крупных компаний (Sony, Universal, Warner, EMI) охватывают 70% рынка популярной музыки — то у нас чуть ли не на каждого отечественного исполнителя свой продюсер и правообладатель. И со всеми нужно договариваться.

С западной музыкой тоже сложно. На зарубежном рынке — другие правила игры и принципы работы. Западные мейджоры (у многих, кстати, есть представительства в России) порой плохо понимают специфику российского рынка. Почему американец может платить по доллару за трек, а россиянин не может? Приходится объяснять и искать взаимовыгодные решения.

Классический пример. Всем известно, что правообладатели используют разные типы

DRM (средства защиты авторских прав). Человек, который купил трек с майкрософтовской защитой, не может закачать его на айфон. Для закачки требуется только лицензионная ОС Windows со всеми апдейтами и последний эксплорер, тоже со всеми апдейтами. Наконец, прослушать трек можно только в.... Windows Media Player! Представляете? Как ни странно, бывает трудно объяснить мейджорам, что такое не будут покупать в России.

У вас продаются журналы поштучно, но нет подписки на них. Почему?

Нужно предложить пользователю качественную услугу. Сперва требуется охватить значимую часть журнального рынка — скажем, процентов 50-60 интересных периодических изданий. Тогда у пользователя появится выбор и услуга будет качественной. Как только мы нарастим базу периодики — сделаем и подписку. Просто пока не дошли руки, но дойдут обязательно. Видели наш новый PDF-ридер для iPad? Это приложение — как раз шаг в ту сторону.

Кто ваши главные конкуренты?

Нет ни одного ресурса, который бы претендовал на ту же поляну, что и мы. Но появлению конкурентов мы были бы только рады. Новые участники и проекты всегда способствуют становлению рынка. Мы не боимся конкурировать. У нас есть для этого и идеи, и ресурсы, и технические решения.

Пришествия Amazon Kindle или iTunes тоже не боитесь?

Пускай приходят, мы только за. Смотрите, какая ситуация: iTunes занимает только 5% мирового рынка качественной музыки, Amazon еще 2%... Остальное — пиратка! Причем пиратка платная, на Западе нелегальный контент в основном распространяется за деньги. То есть 90% рынка, грубо говоря, свободны. Остается только занять свою долю, создав комфортные условия для потребителя.

«Аймобилко» планировала выпустить электронную книгу. Каким будет ваш ebook? Это будет одна модель или линейка?

Мы хотели сделать читалку по 100$. К такой цифре пока нельзя никак приблизиться, слишком большая себестоимость экранов e-ink. Китайские производители — фактически монополисты и держат цены на таком уровне, что и за 200$ читалку не выпустишь. Но есть надежда, что в скором времени все изменится благодаря новым технологиям — OLED, S-IPS...

Ключевой параметр читалки, которую мы задумали, — это коммуникационный модуль 3G. На текущий момент этот рынок не является массовым, электронные книги — все еще удел людей технических подкованных. Мы стремимся создать девайс простой и понятный всем, в том числе и домохозяйкам. Пользователь должен взять читалку в руки, нажать на кнопку и не думать ни о кодировке, ни о форматах — ни о чем, просто выбрать книгу и читать.

Те электронные книги, что мы видим сегодня в продаже, практически все в этом смысле одинаковы. Открою секрет: они сделаны на трех китайских заводах. А бОльшая часть из них — и вовсе на одном заводе.

Итого: для нас важно сделать коммуникационный модуль, интегрировать в читалку наш магазин и сделать ее максимально удобной для пользователя. Такой электронной книги на рынке пока нет.

Значит, ваша читалка будет подключаться к интернету по 3G. Уже велись переговоры с операторами на эту тему?

Конечно. Это интересно любому оператору, они хотят увеличить свою абонентскую базу. В случае с электронной книгой оператор фактически приобретает нового абонента с независимым ARPU (показателем средней выручки на одного пользователя).

Кому и как пользователь такой читалки будет платить за контент?

Возможны разные схемы. Пользователь может платить компании «Аймобилко» или оператору. Может быть, это будет включено в стоимость читалки или в стоимость подписки. Мы сейчас прорабатываем разные схемы оплаты.

Пока ваша читалка еще не вышла, какое устройство сами используете для чтения книг?

Чаще всего iPhone.

Какие изменения ожидают магазин «Аймобилко» в ближайшем будущем?

Планов громадье. С книгами разобрались, у нас очень большая база. Сейчас прет музыка. Нарастим музыкальную базу, поборемся с пиратами немного...

Даже так?

А как же. Нет такого пирата, который не хочет легализовать свою деятельность, перейти на светлую сторону силы. И практика показывает, что с ними можно не только бороться, но и эффективно сотрудничать.

Вообще, у нас есть стойкое убеждение, что пиратство процветает не из-за того, что никто не хочет платить, а потому, что у людей нет нормальной альтернативы пиратским ресурсам. На секунду представим, например, что мы закрыли очень популярный пиратский ресурс. И что дальше? У людей пропадет потребность скачивать фильмы или музыку? Нет. Люди готовы платить, только предложите им удобную альтернативу: большой выбор всевозможного контента за разумные деньги, хорошую навигацию и простые способы оплаты. Много вы знаете таких ресурсов?

Могу рассказать интересную историю. Один человек выложил на общий доступ логин и пароль для доступа к аудиокнигам. Доступ заблокировать очень просто, но мы решили посмотреть, как будут развиваться события. Результат поразительный: из 70 человек, которые прочитали пост, 43 оформили подписку! То есть — больше половины. Получился эффект «триала» — пользователи попробовали бесплатно, им понравилось, и они согласились платить за услугу и впредь.

Есть мнение, что можно покончить с пиратством, включив стоимость контента в абоненсткую плату за интернет. Реально ли это?

Идея утопическая. Сложность в том, чтобы предложить эффективную модель для правообладателей, но пока даже в теории ее трудно представить. Чрезвычайно много участников схемы — нужно собрать всех провайдеров и операторов, договориться об условиях. Даже если представить, что все готовы к сотрудничеству — как справедливо распределить абонентскую плату несметного количества пользователей между всеми правообладателями и поставщиками контента?

Вернемся к планам...

Сейчас у нас идет тонкий тюнинг сайта и сервисов. Все должно быть максимально просто для пользователя. Недавно, например, мы запустили онлайн-чтение.

Похвастаемся: у нас на сайте нет никакого флэша. То же превью книг реализовано просто в HTML, а все думают что на Flash. И такого рода усовершенствования идут постоянно.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить