Статьи

Журналы будущего: от бумаги к цифре

Илья Рубцов / 12.07.2010 / 16:22

Мы уже давно не храним фильмы и музыку на кассетах и дисках — контент в цифровом виде потреблять гораздо удобнее и приятнее. Любимые треки живут в виде MP3-файлов на наших цифровых плеерах и мобильных телефонах, а видео, скачанное из интернета, — на жестком диске компьютера. Книги продвинутые пользователи начали читать с экранов телефонов и КПК еще задолго до того, как в природе появились e-books на электронных чернилах. Но красочный глянец журналов с приятной глазу замысловатой вёрсткой до сих пор тянет взять в руки — и сесть в мягкое кресло, выпить чашечку кофе, расслабиться, листая страницы... И до недавнего времени электронике тут места действительно не было. Пока не появился iPad.

Возможно, первый планшет Apple и не является идеальным инструментом для чтения электронных журналов с потребительской точки зрения — дорогой, не очень лёгкий, работает не так уж долго, — но именно он смог стать тем устройством, на котором читать электронные журналы интересно. Поэтому изучать будем те газеты и журналы, которые выпустили свои версии для iPad.

TIME

Одно из самых известных в мире изданий. Легенда. В 2007 году был признан самым популярным журналом в США.

Сама программа TIME Magazine доступна в App Store для бесплатного скачивания, но за каждый номер журнала нужно заплатить 5 долларов. Покупать кота в мешке не придётся, для любого выпуска доступен список материалов с иллюстрациями.

Архив в электронный вид переводить не стали, так что новая эра для TIME начинается с номера от 12 апреля. Что символично, он посвящён планшету iPad, со Стивом Джобсом на обложке.

К переходу на новую форму не стали относиться формально, это не просто изображения страниц журнала в электронном виде. К большинству материалов приложено видео, которое можно смотреть и внутри страницы, и развернув на весь экран. Есть и слайд-шоу из иллюстраций, которые в TIME просто великолепны. Размер шрифта можно настроить привычным двухпальцевым жестом, но работает это почему-то не во всех материалах.

Купленный журнал скачивается в память iPad. Объём не приводится, но можно предположить, что весит каждый номер не меньше сотни-другой мегабайт. Удалять старые номера нельзя, так что со временем шкаф, забитый макулатурой, может материализоваться и в цифровом мире.

Рекламы в электронном TIME — всего ничего. На целый номер нашлось всего две двигающих торговлю полосы.

*********************

Навигация по номеру не очень удобна — над миниатюрами страниц указывается только название рубрики, но не самого материала.

В текущей версии программы не хватает закладок. Ведь это не газета бесплатных объявлений для одноразового прочтения — ко многим статьям в TIME хочется возвращаться спустя долгое время.

Wired

Этот журнал, посвящённый влиянию компьютерных технологий на жизнь людей, тоже не мог оставаться исключительно на бумаге. Вместе с бесплатной программой читатель получает ознакомительный выпуск — эдакое введение в электронный Wired, демонстрацию возможностей новой формы.

Каждый номер журнала — а выходит он ежемесячно — стоит $3,99. Весь контент скачивается в память устройства, для чтения подключение к Сети не требуется. К примеру, июльский номер занимает 337 мегабайт. И опять, как в программе журнала TIME, здесь нет возможности удалить из памяти старые номера.

Чрезвычайно огорчает то, то реклама попадается в Wired буквально на каждой третьей полосе и пока что мультимедийностью не обременена, то есть скучна столь же, сколь и в печатном виде. Статьи же сопровождаются аудио- и видеовставками, есть элементы интерактивности — прямо на странице можно переключать иллюстрации, чтобы, например, проследить развитие некоего процесса.

Для навигации по номеру есть сразу два инструмента: горизонтальная полоса с миниатюрами страниц и названием текущего материала и вертикальная, больше подходящая под определение оглавления. Закладок нет, как нет и масштабирования текста. В общем, прекрасное приложение, авторам которого еще есть над чем работать.

Wall Street Journal

Скачав и запустив бесплатную программу главной деловой газеты, вы сразу же получите предложение оформить подписку — разумеется, платную. Огорчаться или нет — зависит от того, насколько серьёзно вы интересуетесь материалами WSJ. Значительная часть контента доступна бесплатно, но вот за самое интересное и ценное — рубрики «Аналитика», «Рынки» и «Бизнес» — придётся заплатить. Для человека, которому такая информация помогает делать деньги, цена подписки наверняка покажется вполне приемлемой — 4 доллара в неделю.

Большинство статей проиллюстрированы не только фотографиями, но и короткими (1-2 минуты) видеосюжетами. Заинтересовавшие материалы можно отложить в отдельную папочку и прочесть позже. Навигация не очень удобная, да и трудно её сделать интуитивной для газетного формата, в котором доминируют короткие врезки, ведущие на страницы с более полным изложением.

Zinio

Многие журналы хотят продаваться в электронном виде, но далеко не все из них готовы приложить усилия, чтобы использовать все возможности, предлагаемые новой формой. Для них и создан магазин Zinio. Приложение для покупки и чтения журналов, разумеется, бесплатное, а сама пресса предлагается в розницу или подпиской на 10-12 выпусков с соответствующей скидкой.

Судя по всему, Zinio использует формат PDF, по крайней мере функциональность программы указывает на это. Журналы просматриваются разворотами в том же виде, как их печатают на бумаге. Есть масштабирование страниц как изображений. Отдельно можно просмотреть любую статью в виде текста — без какого-либо оформления иллюстрациями.

Единственное, но очень ценное преимущество Zinio перед описанными выше вариантами, — это ассортимент. Среди сотен (а может, и тысяч) журналов в магазине есть как иностранные, так и русскоязычные издания на любой вкус, отсортированные по тематикам.

iPad оказался отличной платформой для электронных журналов и газет — читать прессу на нём даже приятнее, чем на бумаге. Но издателям нужно понимать, что электронные журналы — это не синоним издания в формате PDF. Чтобы делать по-настроящему новые журналы на электронных носиителях, издателям необходимо разработать и внедрить новые структуры, формы контента и, наконец, новые бизнес-модели. Да, непросто, однако это именно та долгожданная встряска для увядающего рынка прессы, от которой выиграют как сами журналы, так и читатель.

Идеальный электронный журнал мне видится примерно так: напичканный аудио- и видеовставками, с поштучной продажей номеров и подпиской, без рекламы (понимаю, что размечтался), с удобной навигацией, возможностью масштабировать текст и устанавливать закладки. И обязательно с функцией скачивания всего контента на устройство, чтобы журнал можно было читать вдали от интернета.

Кстати, есть еще одна причина, по которой электронное распространение вскоре ждёт бурное развитие, — такая схема продажи журналов очень выгодна для издателей. Здесь потребуется небольшой экскурс в кухню печатного дела. Распространение журналов на бумаге — дело накладное. Возьмём свежий номер абстрактного журнала: он написан, свёрстан и готов к печати. В этот момент компания в плюсе: деньги от рекламы минус гонорары и зарплаты работавших над ним людей — величина положительная. Главные расходы издательского дома идут не на создания наполнения, оформления и оплату труда редакции, а на печать и распространение журнала.

Таким образом, издателям выгоден переход от бумажного распространения к электронному. Читатели же получают новые формы контента, яркие краски и счастливое осознание того, что они спасли деревце-другое. В плюсе оказываются все. Кроме, пожалуй, тех, кто не может жить без шелеста бумаги и её запаха. Посему можно было и не сомневаться: электронные журналы «выстрелят», как только у читателей будет на чём их смотреть. А судя по тому, что Apple недавно отрапортовала о продаже трёх миллионов iPad, революции в печатном деле нам осталось ждать недолго.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить