Статьи

Патентные войны: Apple начинает, кто выигрывает?

Евгений Лебеденко / 16.08.2011 / 09:23

О победе Apple в юридической битве против Samsung в странах Евросоюза пишут много и тему эту обсуждают активно. Как водится, подобная скандальная ситуация порождает множество мнений, которые можно рассортировать по двум полярным точкам зрения. Одни говорят, что судебные иски Apple к конкурентам по поводу нарушения ее патентов свидетельствуют о желании безраздельно властвовать в ряде областей плотно заселенного рынка мобильных технологий. Другие считают, что любая компания, оказавшая в положении Apple, поведет себя аналогичным образом. Достаточно вспомнить мартовский иск Nokia против Apple.

Существует и противоположная точка зрения. Дескать, существующая патентная система изжила себя и провоцирует на судебные иски не только многочисленных патентных троллей, но и вполне себе серьезные компании. Наживаются на этом адвокатские конторы, а потребители, естественно, теряют.

Какая же сторона права? Действительно ли Apple — Империя зла, или же она — жертва технологического копипаста? И правда ли защита дизайна (в нашей стране его именуют промышленным образцом) и интеллектуальной собственности патентами, авторскими правами и торговыми марками является ущербной практикой, мешающей всем, кроме судебной системы?     

Очевидно, что однозначного ответа на все эти вопросы не существует.

Начнем с позиции самой Apple. Ведь претензий к Samsung, HTC и, как стало известно на днях — к Motorola и немецкой JAY-tech появились вовсе не на пустом месте, хотя и по разным причинам. К примеру, иск против HTC, вероятнее всего, является превентивной мерой, которая заставит тайваньского гиганта смартфоностроения сто раз подумать о том, стоит ли связываться с яблочниками. В случае с Samsung (да и Motorola тоже) Apple защищает свои права на дизайн. В этом вот судебном иске от 17 мая сего года юридические представители компании из Купертино дотошно поясняют какие патенты на дизайн iPhone и iPad были нарушены Samsung.

 

 

Вот так в судебном иске Apple выполнено сравнение дизайна своих продуктов и творений Samsung.

Впрочем, и без этой дотошности корейскую компанию можно уличить в плагиате дизайна. Стоит только взглянуть на внешний вид коннектора на USB-шнуре и защитную обложку нового планшета Samsung Galaxy Tab 10.1, которая полностью копирует внешний вид яблочной Smart Cover.

На рисунке не видно, кто что произвел. От этого сходство только усиливается.

И этом вопросе сразу же стоит занять правильную, серьезную позицию против таких аргументов, как «ну, внешний вид — это так расплывчато. Дизайн планшетов и смартфонов с пальцеориентированным управлением, состоящих из одного экрана, не может принадлежать кому-то. Это достояние человечества, как, например, колесо или стул». Есть также мнение, что «внешний вид планшетов был определен вовсе не Apple, а значительно раньше». Например, устройством AT&T EO Personal Communicator или же многочисленными вариациями Windows Pen Computing.

Все эти аргументы действительно имеют под собой твердую почву. Как и колесо в целом, планшетные компьютеры всех времен выглядели, выглядят и, думаю, будут выглядеть примерно одинаково. И ключевое слово здесь «примерно». Так же, как и колесо от телеги и высокотехнологичное колесо болида Формулы-1 в целом относятся к классу «Колесо», но в деталях отличаются на несколько порядков.

В суде Apple отстаивает не право на единоличное владение внешним видом «обобщенного планшета», а свою дизайнерскую находку, принесшую ей успех на поприще планшетостроения — внешний вид конкретного устройства iPad. И если первая семидюймовая инкарнация Samsung Galaxy Tab была самобытна и очень далека от дизайна iPad, то дизайн «таба» с диагональю экрана 10,1 дюйма, после его первоначального анонса на MWC 2011, подвергся существенной коррекции. И причина этой коррекции — анонс Apple iPad 2, внешний вид которого был явно более конкурентноспособным. Именно поэтому 8,9-дюймовый вариант и обновленный Galaxy Tab 10.1 стали в деталях копировать дизайн iPad. И «детали» здесь — тоже ключевое слово. Не предъявляет же Apple претензии к дизайну, например, HP TouchPad или Acer Iconia Tab. У этих планшетов свои детальные отличия.

Стоит отметить, что в деле защиты дизайна своих творений у Apple это далеко не первая схватка. Еще в 1994 году компания подала иск компании Microsoft и Hewlett-Packard за копирование дизайна графического интерфейса своих компьютеров Lisa и Macintosh в программных продуктах Microsoft Windows 2.03 и выше и Hewlett Packard NewWave 1.0 и выше.

 

Интерфейс объектной графической среды NewWave от Hewlett Packard особенно сильно был похож на интерфейс Macintosh.

Интерфейсы этих продуктов Apple назвала «Mac-like», то бишь Mac-подобными. Заметьте, к интерфейсу Microsoft Windows 1.0 компания не предъявляла претензий, поскольку Microsoft договорилась с ней о лицензировании базовых принципов GUI. И первая версия «окон» хоть и была построена из лицензированных у Apple компонентов, но не была «Mac-like». А во все последующие Microsoft беззастенчиво вставляла детали дизайна Apple. И это при том, что ранее главный партнер тогда еще маленькой Microsoft Билл Гейтс обратился с открытым письмом к любительскому сообществу компьютеров Altair 8800, котором говорил, что красть интеллектуальную собственность грешно.

То самое письмо Билла Гейтса к поклонникам Altair 8800.

К слову, утверждать, что в плане заимствования интеллектуальной собственности Apple белая и пушистая — значит покривить душой. Чего стоит «заимствование» функционала и даже внешнего вида иконки отвергнутой цензорами App Store iOS-программы Wi-Fi Sync для применения в качестве штатной функции в iOS 5. Но разработчик Wi-Fi Sync Грег Хьюз (Greg Hughes) и не подумал подавать в суд на купертиновцев. Во-первых, функционал Wi-Fi Sync он не патентовал, во-вторых, разместив свою программу в репозитории Cydia, от заработал около трехсот тысяч долларов. Что же касается дизайна иконки, то на ней изображены два общеупотребимых символа: синхронизации и Wi-Fi. Так что формально претензий к Apple нет. А вот неформально...

Поспорить на тему того, что Apple, являясь разработчиком единой программно-аппаратной экосистемы и в областях персональных компьютеров и мобильных девайсов, демонстрирует инновационные дизайнерские и технологические решения с большим опережением, чем ее потенциальные конкуренты, весьма сложно. Думается, даже далеким от яблочного мира людям известны любовь Стива Джобса к деталям и тот факт, что в Apple главенствуют дизайнеры, диктующие правила инженерам. Поэтому ее иски, связанные с защитой собственных дизайнерских находок никак нельзя назвать тролльскими выходками. Подобные патентные войны — битва за правое дело.

Но все же есть в патентной воинственности одно «но». Недавно вице-президент Google Дэвид Драммонд (David Drummond)  в своем блоге обвинил компании Apple, Microsoft и Oracle в создании коалиции, ведущей настоящую патентную войну против Google. Оружием является пакет патентов распроданной телекоммуникационной компании Nortel, заполучив который можно засудить любого производителя смартфонов за множество нарушений интеллектуальной собственности. И заставить его платить лицензионные отчисления. Что Microsoft уже успешно претворяет в жизнь, получая мзду от HTC за каждый проданный гуглофон. Можно, конечно отмахнуться и посмеяться над «теорией заговора» вокруг Google. Но если задуматься: популярность Android в качестве платформы для смартфонов мешает, как Apple и ее iOS, так и попытке Microsoft застолбиться на рынке мобильных ОС со своей Windows Phone 7. И поскольку сама Google смартфоны не выпускает, применение «патентного оружия массового поражения» — один из способов отбить охоту использовать Android многочисленными производителями гуглофонов. Крупные игроки, конечно, не испугаются и будут бороться, зато мелкие, глядишь и отступятся. А значит, уменьшится доля «зеленого робота», например, в сфере бюджетных аппаратов (впрочем, туда ему и дорога). И гистограмма распределения рынка мобильных платформ изменится в пользу конкурентов Android.

Такое использование патентов, согласитесь, мягко говоря, дурно пахнет.

В тему
06.10.2011 / 10:09
30.07.2011 / 20:25
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить