Статьи

Алёна Владимирская — интервью с успешным стартапером и академиком

Алексей Талан / 12.10.2011 / 17:57

Алёна Владимирская — эксперт по рекрутингу в рунете, она приложила руку к «Работе.ру» («РДВ-медиа») и возглавляла направление поиска талантов в Mail.Ru Group. В прошлом году она основала стартап, который взорвал рунет, — рекрутинговый проект PRUFFI. У него нет привычного для кадровых агентств сайта, как, например, hh.ru или rabota.mail.ru. Главной площадкой служит сообщество в Facebook.

В нем регулярно появляются топовые вакансии рунета с заманчивыми зарплатами в 100-300 тысяч рублей. Каждый читатель может рекомендовать агентству знакомого и заработать тысячу евро (а иногда и две), в случае если кандидат устроится на работу.

Недавно Алёна Владимирская вместе с Игорем Мацанюком, успешным международным интернет-предпринимателем, создала Академию проектов Farminers, которая отбирает лучшие стартапы и инвестирует в них: предоставляет офис с макбуками и $150 000 на развитие проекта.

Вместе с тем PRUFFI, как и Академия Farminers, — тоже стартапы. Мы решили расспросить успешного стартапера о том, как ей удается делать крутые проекты.

О рекрутинге

Как появилась идея сделать проект PRUFFI на Facebook? Верили в успех?

А есть ли смысл начинать какое-то дело, если вы не верите в его успех? Разумеется, верила. Верила и знала, что все получится. Именно поэтому и ушла из Mail.Ru и решила делать собственный проект. Почему Facebook? На мой взгляд, тоже довольно очевидно. На сегодняшний день Facebook — наиболее активно развивающаяся социальная сеть, основное ядро которой составляют активные деловые люди. Им интересно и полезно узнавать о новых серьезных вакансиях в сфере интернета, пробоваться на них самостоятельно или рекомендовать своих друзей и знакомых.

Стремительному восхождению вашего бизнеса позавидует любой стартапер. Еще несколько месяцев назад об Алёне Владимирской знали только в узких кругах, а сегодня — уже очень многие из тех, кто работает в рунете, а составленные вашим агентством рейтинги публикуются в федеральных изданиях. Как удалось так быстро продвинуться в Сети?

Никакого секрета я из этого не делаю. Вообще, мы не занимаемся практически ничем, кроме продвижения в социальных сетях. Иногда даем незначительное количество рекламы. Но это довольно узкопрофильная реклама, в основном нацеленная на привлечение внимания эйчаров или информирование о каких-то наших новых сервисах или фичах. Честно говоря, сейчас продвижение и распространение информации о PRUFFI — давно неконтролируемый процесс, основанный на правильной виральности: люди «шарят» наши вакансии, устно и письменно рассказывают про нас своим друзьям. Благодаря этому все знают, что если ты хочешь найти хорошую работу или грамотного специалиста в IT, то тебе в PRUFFI — и только так. Разумеется, на это тоже понадобилось какое-то время и огромные усилия, но усилия исключительно наши — к услугам SMM-агентств мы никогда не прибегали. Размещение только интересных и проверенных вакансий и «закрытие» вакансий лучшими специалистами — вот то, что помогло PRUFFI стать тем, чем оно является на данный момент.

В вашем рекламном ролике вы сообщаете, что пришли и в «ВКонтакте». Считаете, есть топы, которые сидят исключительно в «ВКонтакте»?

На самом деле в «ВКонтакте» мы присутствуем довольно давно. Просто в ролике мы еще раз акцентировали на это внимание. Вероятно, топов в этой социальной сети нет, но там есть люди. А люди всегда могут нам порекомендовать хорошего кандидата на ту или иную должность. А мы все-таки про рекомендательный и социальный рекрутинг. Именно поэтому наше приложение PRUFFI.Friends запущено и в «ВКонтакте».

В чем, на ваш взгляд, разница в аудиториях Facebook и «ВКонтакте»?

Думаю, в первую очередь — в возрасте и социальном положении. Все-таки «ВКонтакте» не удалось далеко уйти от изначальной концепции «социальная сеть для студентов». Более того, в настоящее время аудитория постоянно омолаживается. В Facebook же, напротив, «стекаются» люди деловые, взрослые, ищущие полезных знакомств и информации.

Google Plus провалился или его время еще не пришло?

Довольно много людей говорит сейчас, что Google Plus — нерабочий инструмент, однако я с этим не соглашусь. Мы размещаем там часть своих вакансий и получаем довольно эффективные отклики. На мой взгляд, Google Plus в России — этот тот же «Хабр», но без дедовщины и гиков.

Насколько полезны для поиска работы социальные сети типа Linkedin и «Мой круг»?

Учитывая то, что и Linkedin, и «Мой круг», в отличие от Facebook и «ВКонтакте», носят исключительно профессиональный характер без всякой примеси развлечений, они чрезвычайно полезны для поиска работы. Другой вопрос, что обе они довольно слабо представлены и развиты на нашем рынке, и это не совсем верно и правильно, хотя и вполне обоснованно. Видимо, их время еще не пришло. Впрочем, серьезные топы не обходят их стороной и осознают всю важность и перспективность именно таких сетей с точки зрения своих профессиональных интересов.

Чувствуете ли прессинг от конкурентов, того же hh.ru? Изменили ли они свои стратегии после прихода на рынок PRUFFI?

HeadHunter абсолютно нам не конкурент. Более того, это наш клиент. Это во-первых. А во-вторых, мы не только не чувствуем прессинга — мы чувствуем поддержку от HeadHunter и заинтересованность в том, что мы делаем.

Об Академии

Вы состоите в Академии Farminers. Сегодня бизнес-инкубаторов и акселераторов немало. А СМИ пугают надвигающимся кризисом. Почему Академия появилась именно сейчас?

Я считаю, что Академия проектов Farminers появилась именно тогда, когда она должна была появиться. Просто мы поняли, чего именно не хватает рынку, и сделали это.

В чем ваша разница с «Главстартом», не мешаете ли вы друг другу?

Мы с «Главстартом» не можем мешать друг другу, потому что мы изначально про разное. «Главстарт» помогает доработать свой проект, получить какие-то новые знания. Farminers же существует для того, чтобы получить деньги и под чутким руководством академиков превращать свою идею в международный, качественный и перспективный проект, с которым через полгода можно выйти к серьезным и крупным западным инвесторам. Иными словами, учитесь в «Главстарте», а за деньгами приходите в Farminers. Тем более что по измененной модели мы не только принимаем решение о том, с кем мы хотели бы продолжить сотрудничество, в день проведения круглого стола, но и сразу же проводим собеседования с отобранными проектами.

Насколько я знаю, инвесторы стартапов рассчитывают, что один проект из десяти выстрелит и окупит все остальные. Какой расчет у вас?

Мы рассчитываем в ближайшие месяцы получить в наш инкубатор как минимум 15 проектов. Это более чем реально — за 3,5 недели активной работы мы уже подписали соглашения с 5 проектами. Через год мы планируем из 15 «заселившихся» к нам проектов сделать успешными все 15. Понимаем, что со стороны это звучит абсурдно, но у нас совершенно уникальная модель: стартапы не просто сидят в офисе и «проедают» деньги. Ежедневно с ними работают лучшие эксперты (Игорь Мацанюк, Алиса Чумаченко, Сергей Аветиков, Александр Ващенко, Всеволод Леонов, Алексей Садонов, Александр Бородич, Дмитрий Плешаков, Байрам Аннаков, Максим Матвейко), которые очень хорошо замотивированы на выпуск качественных продуктов. Поэтому входная качественная экспертиза проектов от наших академиков и профессиональных компетенций команды от PRUFFI, опыт наших академиков и желание команд работать, а также хорошие посевные деньги дают нам уверенность, что все получится.

Сколько вы берете от бизнеса стартапа?

40%. Это стандартное условие для всех, которое прописано на сайте, в нашей группе на Facebook и везде, где только можно. Тем не менее, в зависимости от многих факторов, условия сотрудничества могут претерпевать ряд изменений.

Допустим, стартап потратит выданные ему Академией $150 000 и не успеет завершить проект? Дадите ещё денег или выставите вон?

Я очень сомневаюсь, что такая ситуация возможна. У нас есть четко обозначенное условие — мы даем $150 000 на 6 месяцев, за которые вы должны подготовить рабочий прототип. Более того, мы специально устраиваем своего рода промежуточный экзамен через 3 месяца после начала работы команды, чтобы понять, имеет ли смысл продолжать сотрудничество.

Минуты общения с командами претендентов действительно хватает, чтобы не пропустить интересные проекты?

На общение с командой в рамках круглого стола в среднем отводится минут 10-15. Минута им дается непосредственно на саму презентацию проекта, а далее идет обсуждение и вопросы академиков и лидеров других проектов.

Как вы работаете с региональными командами?

Для нас не имеет значения, откуда проект. Обязательное условие сотрудничества с Академией проектов Farminers — переезд в Москву и работа в нашем здании на Тульской. Удаленное общение с командами из регионов было возможно только на одном-единственном этапе — при обсуждении условий сотрудничества после отбора на круглом столе. Сейчас же необходимость в этом отпала, так как собеседования мы проводим в тот же день, что и круглый стол.

Что требуется, чтобы прогреметь как Skype или Facebook?

Во-первых, труд, труд и еще раз ежедневный труд. Во-вторых, сплоченная команда, верящая в свою идею. Далее — качественная экспертиза настоящих профессионалов. И, наконец, достаточное, реальное, а не мнимое финансирование.

В чем типичные ошибки в презентации стартапов?

В первую очередь в желании рассказать то, что рассказывать не нужно. Точнее, на что совершенно нет времени и что отвлекает от дела. Презентуя свой проект, по сути, нужно рассказать о четырех вещах: какую проблему решает проект, как он это делает, кто в команде и что вы уже успели сделать. Все.

О разном

Что подтолкнуло сделать собственный бизнес?

Желание проверить себя, свои компетенции.

Как вы успеваете вести сразу два проекта (PRUFFI и Farminers)? Подскажите, где стартаперам черпать силы и вдохновение.

Для начала стоит отметить, что два этих проекта тесно связаны между собой. Они как бы прокачивают друг друга, и при этом здесь использованы мои компетенции, знания людей в российском интернете. К тому же, не буду скрывать, что я пришла в эти бизнесы уже взрослой. К этому моменту у меня уже выросла дочь и давно устоялась семья. Да, сейчас мне практически не хватает времени на семейную и личную жизнь, но домашние меня понимают. Думаю, что если бы я это делала в 25 лет, когда у меня был маленький ребенок и не было такого стажа семейной жизни, то мне не удалось бы это совмещать.

Сколько часов в день работаете?

В среднем работаю порядка 14 часов в день. В субботу — порядка 10. Воскресенье — единственный, но обязательный выходной.

Сколько раз в год надо отдыхать, чтобы эффективно трудиться?

Не скажу за всех, но для меня оптимальный график — 4 раза в год по неделе. К счастью, этот график очень хорошо вписывается в календарь «длинных» выходных в России.

Надо ли уезжать из России, чтобы сделать успешный бизнес?

Я работаю в том виде бизнеса, который изначально интернационален. Это интернет. Здесь нет границ, поэтому вопрос об отъезде не стоит. Единственная сложность — юридический вопрос оформления стартапов.

Насколько комфортен сейчас бизнес-климат в РФ с точки зрения интернет-проектов?

Я считаю, что он комфортен, потому что есть огромный интерес к проектам и есть достаточное количество людей, желающих вкладывать в интернет.

В тему
еще...
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить