Обзоры

Обзор фотоаппарата Nikon J1: младшенький

Денис Поповкин / 28.03.2012 / 12:06
Цена: 16 000 рублей (в комплекте с объективом)
Альтернативы: Sony Alpha NEX-5, Panasonic Lumix DMC GF-3, Olympus Pen E-PL3
Дата выхода: 2011 год

Беззеркальные камеры стали настолько популярными, что крупнейшие производители фототехники, Canon и Nikon, не смогли не отреагировать на новый тренд. Правда, обе компании представили публике весьма спорные продукты: в Canon решили не придумывать новый байонет, а выпустить модель с несъемным объективом (решение вполне логичное, но не всем по душе), а инженерам Nikon хоть и понравилась идея сменных объективов для компактной оптики, но размер матриц APS-C, видимо, показался слишком большим. Возможно, поэтому публика отнеслась к системе Nikon 1 скептически. Тем не менее смею вас заверить — у беззеркалок от Nikon есть и существенные преимущества.

Внешний вид, управляющие элементы

К нам на тест приехал Nikon J1 с объективом 10-30 мм (универсальный вариант — аналог 18-55 мм для APS-C сенсоров) и переходником FT1, позволяющим прикручивать объективы с байонетом Nikon F. Модель J1 отличается от модели V1 главным образом тем, что у нее нет видоискателя, зато имеется встроенная вспышка. Кстати, вспышка смотрится весьма забавно.

Вообще, корпус хотя и выглядит толще, чем у Panasonic Lumix GF-3 или Sony NEX-3, но на деле оказывается гораздо компактнее. Особенно с объективом. Nikon в целях уменьшения размера стандартного объектива 10-30 мм реализовали замочный механизм: в сложенном состоянии тубус объектива полностью спрятан в его корпус. Снимать в таком положении нельзя. Чтобы перейти к съемке, нужно нажать на кнопку слева (на самом объективе), снимающую механическую блокировку, и докрутить кольцо трансфокатора до значения 10 мм (минимальное фокусное расстояние). Если фотоаппарат был выключен, то он включится — это удобно.

Впрочем, у того же Fujifilm X10 подобный механизм не требует нажатия кнопки. Более того, у «фуджика» вообще вся система включения/выключения связана с кольцом трансфокатора. Открутил кольцо — фотоаппарат включился, закрутил обратно — выключился, и кнопка на корпусе уже не нужна (ее там и нет). Здесь же для выключения все равно нужно нажимать кнопку на верхнем торце корпуса.

Увы, про идеальные с точки зрения эргономики и управления зеркалки Nikon разработчики Nikon J1 напрочь забыли. Даже чтобы выбрать режим съемки (P, A, S, M, сцены и т.д.) — нужно лезть в меню. Типичное для таких нужд кольцо выбора режимов здесь имеется, но на нем удивительно мало позиций — всего четыре.

Собственно, по вышеприведенной фотографии видно, насколько катастрофически мало кнопок на панели. Точнее, мало влияющих на режим съемки кнопок, зато сделаны лишние. Даже функция «Удалить» зачем-то вынесена на отдельную кнопку.

Меню, кстати, тоже не слишком удобное. Оно не имеет ничего общего с меню во «взрослых никонах», к нему приходится заново привыкать. Кстати, как вы думаете, за что отвечает меню с заголовком «Непрерывная» и тремя пунктами: «Покадровая», «Непрерывная» и «Электронный»? Как оказалось, это настройка скорости серийной съемки. Сначала я грешил на неудачную русификацию, но когда включил английский язык, увидел практически то же самое: заголовок «Continuous» и пункты «Single Frame», «Continuous» и «Electronic». Между прочим, в режиме автоматической съемки это же меню вызывается нажатием кнопки «F», которая, вопреки ожиданиям, никак не настраивается, а потому практически бесполезна.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: фотоаппарат заточен под автоматическую съемку, а ручные режимы присутствуют лишь для галочки. Само по себе это неплохо — все-таки камера компактная, повседневная. Вопрос в том, насколько хорошо работает автоматика?

Экран

Экран в Nikon J1 не поворотный — да и ладно. Все ради компактности. Сам экран скорее хорош, чем плох; во всяком случае, он весьма достоверно показывает то, что фотограф увидит на экране компьютера. А это главное — потому что Sony NEX и Panasonic Lumix как раз этим и страдают. У Sony все прекрасно на фотоаппарате, но гораздо хуже на мониторе, а у Panasonic, наоборот, на экранчике шумы и мыло, на мониторе — хорошая, достойная картинка.

Также радует, что экран защищен стеклом, а не пластиком — в этом Nikon остается верным своим традициям.

Съемка в хороших условиях

Вот мы и подошли к самому интересному, к фотографиям. Можно долго говорить об управлении, внешности и так далее, но итоговый результат (и главный определяющий фактор при выборе) любого фотоаппарата — фотография. Впрочем, компактные беззеркалки граничат с другой категорией фотокамер, «мыльницами», у которых критерии при покупке немного другие.

Тем не менее Nikon J1, несмотря на подозрительно маленький кропфактор (2,7), все же есть чем удивить. И в первую очередь — скорострельностью. И он, и его брат (пока единственный) по линейке, Nikon V1, выдают честные 60 кадров в секунду. Без уменьшения размера. Без снижения качества. С возможностью одновременного сохранения в RAW.

Правда, совсем без ограничений не обошлось. Максимальное количество снимков в серии всего 13 (как для JPEG, так и для RAW). То есть фотоаппарат может отснять 13 снимков со скоростью 60 кадров в секунду, после чего начинается долгое и мучительное сохранение всего отснятого материала на карту памяти. Фотоаппарат может зависнуть минут на 5, особенно если было включено сохранение в RAW.

Впрочем, 60 кадров в секунду — это максимальная скорость. Можно выбрать также 30 и 10 кадров в секунду или стандартную скорость, 5 кадров в секунду, при которой не надо будет долго ждать сохранения фотографий.

Второе преимущество — типично «никоновская» резкость. В JPEG ее, впрочем, не увидишь; придется познакомиться с обработчиками RAW-файлов. Дабы не быть голословным, приведу пример.

Что касается недостатков, проявляющихся непосредственно на снимках (о неудобном управлении мы уже поговорили), то главный из них — цифровой шум. Его можно заметить даже на снимках с низкой светочувствительностью (ISO 100 — здесь это минимум), хотя до ISO 800 включительно он практически не увеличивается. В этом смысле можно назвать ISO 800 рабочим, и даже ISO 1600 вполне годится для публикаций фотографий в Сети, если только не требуется большой размер. Выше 1600 значение ISO поднимать не советую (автоматика, к слову, этого делать и не будет, только вручную). На максимальном ISO 6400 с цветами начинается вообще что-то странное.

ISO 100, 30 мм, f/5,6, 1/4 с

ISO 200, 30 мм, f/5,6, 1/8 с

ISO 400, 30 мм, f/5,6, 1/15 с

ISO 800, 30 мм, f/5,6, 1/30 с

ISO 1600, 30 мм, f/5,6, 1/60 с

ISO 3200, 30 мм, f/5,6, 1/125 с

ISO 6400, 30 мм, f/5,6, 1/250 с

Как видно, на снимке с ISO 6400 ровный серый фон начал местами желтить. Так что такое значение светочувствительности вряд ли подойдет даже для случая «снять редкий кадр, пусть даже с низким качеством».

Объектива 10-30 мм хватает для большинства нужд — это и хороший широкоугольник, и не самый плохой портретник, позволяющий делать любимое многими размытие заднего фона.

В обычном режиме «гуляю-снимаю» фотоаппарат с этим объективом ведет себя примерно следующим образом.

ISO 100, 20,3 мм, f/5, 1/250 с

ISO 100, 12,7 мм, f/3,8, 1/125 с

ISO 200, 30 мм, f/5,6, 1/60 с

ISO 100, 10 мм, f/4,5, 1/400 с

ISO 100, 10 мм, f/5, 1/800 с

ISO 100, 30 мм, f/5,6, 1/200 с

Фокусировка достаточно быстрая. Оценка баланса белого местами даже лучше, чем на «никоновских зеркалках» начального уровня, — к автоматике никаких претензий. Так что основная проблема — шумы, которые, впрочем, заметны только при просмотре фотографий в большом размере. Так что вырезать кропы из фотографий не рекомендую (именно поэтому не страшно, что разрешение матрицы всего 10,1 мегапикселя). Ну а для веб-альбомов Nikon J1 годится в самый раз.

Макросъемка

Стандартный объектив 10-30/3,5-5,6 позволяет снимать с 20 сантиметров. Причем минимальное расстояние съемки практически не меняется при зуммировании, что особенно хорошо. Так что я рекомендую снимать макро на 30 мм. В качестве модели на этих снимках — пингвин из киндер-сюрприза (чтобы вы представили себе его реальный размер).

ISO 100, 10 мм, f/5,6, 1/100 с

ISO 100, 30 мм, f/5,6, 1/100 c

Съемка при недостаточном освещении

 

Nikon J1 показал неплохие результаты и при съемке ночью на освещенной улице. Первая фотография сделана с рук, с открытой диафрагмой и при малой выдержке, вторая — со штатива, с закрытой диафрагмой и при большой выдержке. Заранее прошу прощения за заваленный горизонт — я не стал вносить никаких изменений в снимки, чтобы сделать обзор максимально честным.

ISO 1600, 10 мм, f/3,5, 1/10 с

ISO 100, 13,1 мм, f/16, 20 с

Как можно видеть, Nikon J1 вполне годится как для постановочной съемки ночью, со штатива, так и во время прогулок — с рук. Стабилизатор работает хорошо.

Совместимость с Nikon F

И последнее, о чем хочется поговорить, — это работа фотоаппарата с объективами для байонета Nikon F. Впрочем, совместимость Nikon J1 со «старшими братьями» заключается не только в переходнике FT1. Беззеркалка оборудована инфракрасным датчиком, который совместим с обычными пультами дистанционного управления Nikon. У меня дома был не оригинальный передатчик, а китайский аналог, но и он работал прекрасно.

К сожалению, переходник Nikon FT1 в магазинах России найти не так легко, да и стоит он дороже некоторых объективов — 9-10 тысяч рублей. Зато за эту цену фотограф получает возможность подсоединять объективы Nikkor AF и AF-S (т.е. автоматическая фокусировка работать будет). Предполагается, что такие объективы у пользователя уже есть, иначе смысла покупать переходник нет.

FT1 оборудован резьбой для крепления — и не зря. Если крепить Nikon J1 (и V1) на штатив с каким-нибудь большим Nikkor, лучше накручивать на штатив именно переходник, конструкция будет устойчивей.

Вот так выглядит Nikon J1 с объективом AF-S DX NIKKOR 16-85мм f/3,5-5,6G ED VR.

 А вот несколько снимков, сделанных на Nikon J1 с объективом AF-S DX NIKKOR 35 мм f/1,8G.

ISO 100, 35 мм, f/1,8, 1/320 с

ISO 100, 35 мм, f/1,8, 1/13 с

Нужно помнить, что объективы DX рассчитаны на кропфактор 1,5 — тогда как у Nikon 1 кропфактор равен 2,7. Поэтому в данном случае 35 мм объектив в 35-мм эквиваленте становится не 52,5 мм, а 94 мм. Мой Nikkor 16-85 мм, например, превратился в телеобъектив. Тоже неплохо.

Видеосъемка

 

Говоря о современных фотоаппаратах, нельзя не упомянуть про съемку видео. Nikon J1 умеет снимать в Full HD как в прогрессивной развертке (30 кадров в секунду), так и в чересстрочной (60 кадров в секунду). За качество видео можно не переживать — с этим все в порядке. Продолжительность записи видео Full HD, впрочем, составляет всего 20 минут, тогда как HD — 1280х720/60p — традиционные для фотоаппаратов 29 минут.

Есть у Nikon J1 и режим сверхскоростной видеосъемки. В частности, в разрешении 640х240 точек он способен записывать ролики с частотой кадров 400, а в разрешении 320х1200 — аж 1200. Сама возможность, конечно, интересная, даже несмотря на низкое разрешение, но все омрачается двумя фактами: во-первых, качество получается ужасное, а во-вторых — записывать можно не более 5 секунд. Впрочем, при воспроизведении эти 5 секунд растягиваются на 1 минуту и 6 секунд (400 кадров в секунду) и на 3 минуты 20 секунд (1200 кадров в секунду). На запись интересных эффектов — как лопается наполненный водой воздушный шарик или разбивается упавший на пол стакан — этого должно хватить. Однако низкое качество и разрешение не позволят рассмотреть мелкие детали.

 

За

  • Высокая скорострельность
  • Высокая потенциальная резкость (после обработки RAW)
  • Компактность
  • Совместимость с зеркальными камерами Nikon
  • «Честный» экран

Против

  • Неудобное управление
  • Шумная матрица

Итого

Как я уже говорил, систему Nikon 1 пользователи восприняли весьма скептически. И, как мне кажется, совершенно зря. По качеству снимков Nikon J1 даже с кропфактором 2,7 гораздо лучше, чем семейство Sony NEX с APS-C сенсором и примерно равен беззеркалкам от Panasonic с кропфактором 2. Тем более что у «никона» нет таких типичных для NEX проблем, как фиолетовые ореолы, замыливание по краям снимка и неестественная геометрия. И на экране фотоаппарата снимки выглядят практически так же, как на мониторе, — это камень в огород «панасоников», у которых на экран вообще лучше не смотреть, чтобы зазря не расстраиваться. При этом Nikon J1 с объективом 10-30 мм гораздо компактнее, чем аналогичные по функционалу Sony NEX с объективом 18-55 мм и Panasonic Lumix GF-3 с объективом 14-42 мм, хотя и весит больше.

Главная проблема «никоновских» беззеркалок — неудобное управление, заточенное исключительно под автоматические режимы. Любители покупают беззеркалки редко, и по большей части это модели от Sony — сказалась грамотная рекламная кампания плюс действительно привлекательный внешний вид. А профессионалам и даже любителям нужно удобное ручное управление, которое здесь спрятано глубоко в меню.

С другой стороны, как беззеркальная система со сменными объективами, Nikon 1 — самый компактный вариант. Даже компактнее, чем Olympus Pen, притом что последний стоит в 1,5-2 раза дороже.

RAW-исходники всех упомянутых в обзоре фотографий можно скачать тут: (190 МБ).

Рейтинг mobi.ru: 8

Технический уровень: 8

Качество исполнения: 9

Эргономика и удобство: 6

Соответствие стоимости: 8

Технические характеристики Nikon J1

ТИП ФОТОКАМЕРЫ: цифровая фотокамера со сменными объективами
БАЙОНЕТ: 1 Nikon
МАТРИЦА: КМОП, физический размер 13,2 х 8,8 мм, разрешение 10,1 Мп
МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СНИМКОВ: 3872х2592 пикс. (3:2)
ОБЪЕКТИВ В КОМПЛЕКТЕ: 10-33 мм, F3,5-F5,8 (в 35-мм эквиваленте)
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: ISO 100 — 6400
ТИП ЗАТВОРА: электронный затвор
ВЫДЕРЖКА: 1/16 000 — 30 секунд с шагом 1/3 EV, регулируемая выдержка (требуется ПДУ)
СКОРОСТЬ СЪЕМКИ: стандартная — 5 кадров в секунду, скоростная — 10, 30 или 60 кадров в секунду
ЗАПИСЬ ВИДЕО: 1920х1080/60i, 1920x1080/30p, 1280x720/60p, 640x240/400p, 320x120/1200p, формат файлов — MOV, сжатие — H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
АККУМУЛЯТОР: литий-ионный, 1020 мАч (примерно 230 фотографий или 70 минут видео 1080/60i)
ГАБАРИТЫ И ВЕС: 106х61х29,8 мм, 277 г с батареей (без объектива)
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить