Статьи

Дауншифтинг: классические игры с ПК на мобильных устройствах

Евгений Кузьмин / 20.02.2014 / 12:45
Известный факт: в последние годы мобильные устройства по части технических характеристик активно догоняют домашние консоли. Разумеется, это способствует своеобразному «дауншифтингу» — появлению портов с «настольных» систем разной степени качества. Очевидно, что далеко не все «большие» проекты уместно выглядят и ощущаются на карманных гаджетах — грубо говоря, не каждый жанр вписывается в портативный формат по многим (самым разным) причинам. Что, впрочем, не мешает отдельным компаниям портировать на ту же iOS все подряд.

Сегодня все упирается уже не столько в вычислительные мощности  устройств, сколько в управление и эргономичность. Несмотря на широкий выбор игр самых разных жанров на том же iPad, использование сенсорного экрана в шутерах — удовольствие на любителя. Зато на планшетах и смартфонах чудесно выглядят классические квесты, стратегии и некоторые ролевые игры. В этой статье мы поговорим об играх, в которые стоит переиграть на мобильных устройствах (а, может быть, и открыть их для себя впервые), а также о том, чего пока явно не хватает среди таких портов.

Экшены

Игры, которые принято относить к основному жанровому направлению на стационарных игровых устройствах, в мобильном формате выглядят до сих пор несколько диковато. Пользователи, давно преодолевшие 20-летний рубеж, до сих пор не могут поверить, что их любимые развлечения из детства (ради которых родители собирали в свое время мощный компьютер якобы «для учебы») теперь можно установить целой пачкой на девайс, помещающийся в карман.

Первый Max Payne, славшийся в свое время безумной для 2001 года графикой, позапрошлой веические игры с ПК на мобильных устройствахсной появился в App Store. Чисто технически игра осталась на прежнем уровне (хотя от чего мы роняли челюсти десятилетие назад, теперь как-то и непонятно), контент тоже тот же, а вот играть стало непросто. Прицельная стрельба, пусть и в слоу-мо, с сенсорного экрана — почти что пытка; в лучшем случае, развлечение на матерого энтузиаста.



Примерно те же слова можно сказать и про Grand Theft Auto — третью часть, Vice City и San-Andreas, первые трехмерные итерации культовой серии экшенов. Rockstar выпускала мобильные порты в течение последних трех лет; каждый раз — буря восторгов из-за самого факта этого события, сравнительно высокие оценки прессы и сотни тысяч загрузок (сколько из скачавших действительно прошли GTA на своем iPad или хотя бы второй раз запустили — вопрос интересный). Хотя была еще почти двухмерная Grand Theft Auto: Chinatown Wars — порт с Nintendo DS, который по понятным причинам лучше подходил для гаджетов с сенсорными экранами. 

Из последних примеров — Deus Ex: The Fall, формально никакой не порт, но полностью собранная «по мотивам» старшего брата Deus Ex: Human Revolution. Хоть стэлс-экшен и отличался удобоваримым качеством, сама концепция с тачскринами сочеталась достаточно плохо. Абсолютно аналогичная ситуация с мобильными Dead Space и Mass Effect.

(Редактор склонен не согласиться с автором насчет конкретно Dead Space: мне кажется, это вообще чуть ли не лучшая сюжетная игра на мобильных устройствах и один из лучших переносов популярной серии «настольных» игр на портативные системы. — прим.ред.)



Но все сказанные выше слова про неудобное управление в экшенах на планшетах и смартфонах неактуальны при одном-единственном условии — наличии специального геймпада, с которым iOS- (в более редких случаях — Android-) устройство превращается в великолепный аналог какой-нибудь PS Vita. Пока что лучший и универсальный вариант — MOGA Ace Power для пятого «айфона». И тогда появление всех этих портов вдруг обретает особый смысл.

В этом контексте нельзя не затронуть тему и классических FPS. Во-первых, на телефонах можно сыграть в нестареющий Doom (игру, кажется, можно даже на холодильниках запустить), хотя в российском App Store культовый шутер почему-то отсутствует. Во-вторых, еще есть Duke Nukem 3D. Экшены без свободного обзора проще управляются прямо с экрана, хотя в «Герцоге» разработчики, даже имея под рукой примеры более удачного управления в шутерах на мобилках, все равно сделали нечто неиграбельное.

Чего ждем?

При наличии аппаратного контроллера хочется вообще всю библиотеку мало-мальски приличных игр (которых сотни). Перечислять можно бесконечно — финальный список пожеланий зависит исключительно от ваших вкусовых предпочтений.

Ролевые игры

Здесь уже никакие примочки не нужны — большинство RPG отлично сочетаются с сенсорным управлением. Square Enix активно взялась за собственную библиотеку классики: сегодня в App Store можно найти с первой по шестую номерные части Final Fantasy (исключительно двухмерные и со спрайтовой анимацией), а также хороший спин-офф The War of the Lions. Кроме того, японский издатель еще предлагает великолепные The Worlds Ends With You, серию Chaos Ring и прочие jRPG разной степени известности.



Тактические пошаговые битвы японских ролевушек идеально подходят для посессионной игры. Тыкать в спрайтовых карапузов пальцем тоже удобно, единственный общий минус проектов Square Enix — нетрадиционно высокая для мобильных игр цена. Рядовое приложение обходится в среднем в 20 долларов.

С западными RPG ситуация чуть хуже — из широкого выбора классики в изометрии представлена лишь дилогия Baldur’s Gate. Формат ремейка удачный, хотя замечено множество багов, которые разработчики достаточно вяло правят патчами.

Есть еще относительно новая Shadowrun Returns, успешный проект с Kickstarter’а. Неплохой детектив в особой стилистике сказочного футуризма (все из одноименной настольной игры) с ненавязчивой боевой системой — тоже нормальный вариант для iPad.



А вот у трехмерной Knight of the Old Republic, одной из лучших виртуальных историй про космос, те же неудобства, что и у обычных экшенов — снова неудобное управление (если, опять же, не использовать контроллер).

Чего ждем?

В App Store (ну и в Google Play) все-таки преступно мало старых добрых РПГ западной школы. Хочется увидеть у себя на мобильном устройстве первые Fallout, Arcanum, Planescape: Tornment. Это, конечно, мечты — с многими проектами наверняка есть проблемы, связанные с авторскими правами; другие, несмотря на культовый статус, в свое время просто плохо продавались и ремейков не заслуживают.

Стратегии

Жанр, как известно, находится в затяжном кризисе — на «больших» платформах за вычетом StarCraft II и Company of Heroes 2 громких релизов за последнее время как-то и не было. Даже великая Command & Conquer отправилась на неопределенный срок в криостазис.

Приятное исключение на этом фоне — возрожденная XCOM: Enemy Unknown. Тактическая игра про войну с пришельцами тоже удачно вписалась в формат развлечений на iPad.



Еще одна игра заслуживает упоминания — Космические рейнджеры HD: Революция, переиздание одной из лучших игр, выпущенных на постсоветском пространстве.

Чего ждем?

Как и с классическими ролевыми играми, дико хочется увидеть любимое старье — третьих «Героев» (пока есть только неофициальные клоны), те же Command & Conquer (не обрезанные Red Alert, а полные версии), эпосы от Blizzard и так далее.

Квесты

Жанр, который в начале «нулевых» умер, а теперь получил вторую жизнь в двух формах: интерактивного кино (проекты от Telltale Games) и HD-ремейков незабытого старья.



Из первой категории, конечно, речь идет о The Walking Dead (обоих сезонах) и The Wolf Among Us; вторая — это The Broken Sword 5 и Monkey Island Tales. «Пиксельхантинг» или выбор реплик во время диалогов — это как раз то, что нужно на мобильных устройствах.

Чего ждем?

Вообще всего «золотого фонда» из жанра квестов, особенно работы Тима Шаффера в HD (Full Throttle, Grim Fandango). Отдельной строкой хочется поностальгировать и вспомнить дикую русскую серию «Петька и Василий Иванович», хотя релиз этой истории в App Store остается чем-то из области фантастики.

Гонки

Для «яблочных» гаджетов доступны известные Crazy Taxi, первый Carmageddon, ReVolt, Colin McRae Rally и ряд других гонок в почти оригинальном виде. Правда, более-менее современно смотрятся только чересчур жадная ReVolt и Colin McRae. Еще EA Games активно штампует недоделанные «клоны» своих же Need for Speed — к релизу крупнобюджетных версий издатель оперативно выпускает и компромиссные одноименки (Most Wanted, The Run и т.д.), которые, впрочем, по геймплею не дотягивают даже до Asphalt.



Чего ждем?

Вообще, iOS-устройства спокойно потянули бы полноценные Need for Speed. Приятно было бы увидеть что-нибудь из конца 90-х и начало «нулевых»: High Stakes, Porsche Unleashed, Underground. Впрочем, NFS: Most Wanted 2012 вышел даже на PS Vita — да, урезали графику, уменьшили количество машин на трассе (в том числе, трафик), но все равно — этот порт бесконечно ближе к оригиналу, чем то, что вышло на iOS/Android. При этом, топовые смартфоны и планшеты уже практически не уступают PS Vita по производительности.

Поделитесь с нами в комментариях: в какие бы классические игры вы хотели бы переиграть (или поиграть в первый раз) на мобильных устройствах, и в какие из уже портированных игр вы частенько играете?
blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить