Статьи

Система free-to-play: благословение или проклятие

Денис Поповкин / 06.03.2014 / 12:09
Если раньше в топе магазина мобильных приложений App Store было много игр по 33 рубля ($0,99), то сегодня подавляющее большинство популярных игр — бесплатные. Правда, есть один нюанс: они условно бесплатные — их можно бесплатно скачать, а вот потом приложение начнет просить денег на всякие внутриигровые безделушки. Ну не то, чтобы вымогать, но, скажем так, настойчиво уговаривать с назойливостью торговцев в Гоа — это явление стали называть free-to-play. Давайте поговорим, какие достоинства и недостатки есть в этой системе дистрибуции и порассуждаем, какое будущее ждет индустрию мобильных игр.

Недостатки Free-to-play

1. Загромождение интерфейса игры.

Практически все игры free-to-play объединяет одна деталь: многообразие различных внутриигровых гаджетов, апгрейдов, модификаций. Если речь, например, о гоночной аркаде, то вам предложат не только выбрать автомобиль, установить на него нитро и раскрасить в любимый цвет, но будут навязывать модификацию практически всех узлов этого автомобиля. Пожалуй, даже для симулятора это было бы слишком, а в мобильной аркаде возможность заменить обычную выхлопную трубу на титановую с позолоченным нанопокрытием — и вовсе выглядит неуместной.


Tank Domination. В погоне за деньгами, разработчики
придумывают совсем уж странные товары.

Но главное — вам придется со всем этим разбираться. Просто сесть и поиграть уже не получится. Точнее, получится только на первое время, когда заботливый туториал сам подскажет, на какую кнопку и куда нажимать, вам даже предложат достаточное, для старта игры, количество игровой валюты (кстати, вы заметили, что во всех free-to-play играх имеется два типа валюты?), как раз чтобы вы втянулись. Но стоит хоть немного продвинуться в игре и вы поймете, что без дополнительных вундервафлей не обойтись. Конечно, во всех играх free-to-play можно «прокачаться» и без вливания денежных средств. Но тут мы подходим ко второму недостатку.

2. Нарушенный баланс в сетевой игре.

Стоит вам попробовать посоревноваться с другими «живыми» игроками по сети, как вы вдруг обнаружите, что даже «нубы» второго-третьего уровня быстрее вас едут, дальше вас прыгают и мощнее вас стреляют. Во времена популярности экономических стратегий было престижно добиваться максимальных апгрейдов за минимальное время просто грамотно распределяя ресурсы, но сегодня можете об этом даже не думать — «донат» сыграл на руку тщеславным лентяям, которые хотят получить все и сразу, а главное — жаждут непременно всех победить и увековечить свои достижения в таблице рекордов, даже если впервые запустили игру.

3. Товары, которые не купишь на игровую валюту.

Итак, вы начали играть в игру с агрессивным донатом. Поначалу вы пытаетесь игру переиграть: «Что я, дурак тратить деньги? Я всего добьюсь сам!» Но потом выясняете, что некоторые игровые товары за внутриигровую валюту не купишь, только за реальные деньги. В большинстве случаев, впрочем, эти товары для прохождения не важны. Но стоит вам перейти в мультиплеер, как может оказаться, что те самые тщеславные лентяи уже купили «меч тысячи истин», убивающий вашего эльфа 80-го уровня с одного удара. Что делать? Или бросать игру или покупать «щит апокалипсиса» за 169 рублей.


Asphalt 8.  Хочешь больше зарабатывать — плати.


Симпсоны. Золотой лотерейный билет — только за рубли.

4. Порча старых-добрых игр.

Когда-то Ridge Racer была хорошей аркадной гонкой с разумным балансом внутриигровых покупок (причем, внутриигровая валюта зарабатывалась легко на самих гонках). Потом Namco Bandai решили перевыпустить игру на мобильных платформах и, следуя модному тренду, изрядно попортили ее донатом. При том, что сама игра вообще-то не бесплатная (на iOS). Зато теперь вместо трех положенных полосок нитро, игроку изначально предлагается только одна, остальные нужно докупать. Ну и, опять же, усложненный до абсурда интерфейс. Поди разберись — что тут к чему, а главное — зачем все это в аркадной гонке, в которой физика, как говорится, не ночевала?


Ridge Racer Slipstream. Прокачка для тачки.

И даже «Контру» умудрились испортить донатом. Хорошо хоть геймплей не стали менять.


Contra. Купи, купи, купи!

А старая-добрая гонка на радиоуправляемых машинках ReVolt? Это же вообще кошмар. Сыграл в чемпионат — потратил три «палки» заряда батарейки. Хочешь еще поиграть? Либо плати либо жди пол-дня.

5. Долгое обучение игровому процессу.

Чтобы игрок охотнее и чаще тратил деньги, разработчикам приходится придумывать множество самых различных апгрейдов и придумывать им применение. Об этом мы уже поговорили, но тут вот еще какая деталь. Пока разберешься, что там к чему, проходит довольно много времени. Можно выиграть несколько матчей или чемпионатов, и с удивлением заметить вновь появившиеся подсказки туториала: они вам будут объяснять, что еще можно купить и как это установить на ваш танк/автомобиль/«звезду смерти» для полного счастья. В итоге, мобильные игры, чье изначальное предназначение коротать время в дороге, заставляют игрока переварить кучу информации чтобы просто нормально поиграть.

6. Нужен интернет.

Для совершения любой покупки в магазине нужен интернет. Если вы все же решили прокачать своего «перса» за реальные деньги — вряд ли у вас это получится во время долго перелета в Тайланд. И даже посмотреть промо-видео, за что в некоторых free-to-play играх дают немножко внутриигровых денег, у вас не получится.


Temple Run 2. Посмотри видео и подпишись на
официальный Твиттер — получишь немного «денег».

Казалось бы — какие проблемы, просто не пользуйся донатом? Но, увы, баланс в играх все больше смещается в сторону необходимости покупки апгрейдов. Взять тот же пример с Ridge Racer и всего одной полоской нитро. Чтобы заработать на положенные по праву три полоски, придется выиграть пару чемпионатов.

7. Реклама.

Нельзя не вспомнить и надоедливую рекламу, которая выскакивает на весь экран прямо во время игры (хорошо хоть не во время игрового процесса). Ну не хочу я играть в Clash of Clans, сколько можно мне ее предлагать? Кстати, как правило, такая реклама предлагает скачать еще одну free-to-play игру. А то вдруг вам уже надоела эта, но деньги на кредитке еще не закончились?


Реклама Clash Of Clans. Скоро — во всех играх в App Store и Google Play.


Еще одна популярная и назойливая реклама

Кстати, заметьте, насколько однообразные игры пошли. Везде надо что-то построить, взрастить или вскормить. Увы, экономические стратегии сегодня уже не те. 


Результат поиска в App Store. Прощай, разнообразие игр!

Достоинства

Ну ладно, о недостатках поговорили. Каковы же достоинства free-to-play?

1. Бесплатность самой игры.

Скачал — и играешь. Это удобно. Не надо платить деньги за кота в мешке, а потому вроде как ничего не теряешь. Ну кроме времени, разумеется.  

2. Высокая прибыль.

Вообще, это плюс не для рядовых пользователей, а для разработчиков. Игры free-to-play, как ни странно, приносят очень много денег и почему-то они даже популярнее, чем просто платные игры. И это, конечно, удивительно: пользователям жалко платить 33 рубля за саму игру, но не жалко отдавать много раз по 33 рубля во время игры.

Впрочем, чем больше разработчики зарабатывают денег, тем больше они делают игр — и от этого, вроде как, уже выигрываем мы с вами. Правда, успешность бизнес-модели free-to-play порождает лишь больше игр free-to-play (зачастую однообразных), недостатков у которых, для простых геймеров, все же гораздо больше, чем достоинств.

Пара слов о будущем

Игр, распространяющихся по системе free-to-play становится все больше и уже заметно, что практически все они — на одно лицо. «Построй город», «построй железную дорогу», «укрепи и защити средневековый замок» — это совсем не те SimCity, Transport Tycoon и Stronghold, в которые мы играли 5-10 лет назад. И, честно говоря, уже и не хочется, чтобы разработчики перевыпускали старые игры — чтобы не портили их донатом. Взять тот же ReVolt — ну как можно было придумать заряжающуюся деньгами батарейку, без которой даже в чемпионат не сыграешь?

Увы, пока выхода из этой ситуации не предвидится. Да, есть хорошие студии, которые радуют нас качественными и простыми в освоении играми, а также — годными, полноценными портами (вспомните хотя бы GTA — представляете, как ее можно было бы испортить донатом?), но новым разработчикам система free-to-play видится гораздо более эффективной. Не исключено, что на фоне этого игры без доната будут становиться все дороже. Впрочем, это не страшно, лишь бы они действительно были интересными.

Ну а в ближайшем будущем Mobi.ru опубликует статью, где мы соберем несколько действительно качественных игр без доната. Оставайтесь с нами!

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить