Apple eWorld: в поисках затерянного мира

Евгений Лебеденко / 30.05.2011 / 12:20

10 июля 2008 года распахнул свои виртуальные двери магазин приложений App Store, созданный Apple для владельцев устройств на базе iPhone OS (ныне – iOS) и разработчиков программ на основе iPhone SDK. Спустя два года App Store превратился в настоящий гипермаркет программ, на полках которого разместилось более 300 000 приложений для iPhone, iPod touch и iPad. Популярность магазина невероятна – более семи миллиардов покупок с момента открытия. Глядя на этот успех, разработчики конкурирующих мобильных платформ начали открывать собственные версии онлайн-магазинов, да и сама Apple на мероприятии Back to Mac анонсировала дальнейшее развитие виртуальной торговой площадки, на этот раз для программ под Mac OS X – Mac App Store.

Может показаться, что этот электронный торговый рай Apple – всего лишь одна из многих вещей, превращенных в золото прикосновением маркетингового гения из Купертино. А между тем первая попытка построить свой электронный мир, предпринятая Apple в 90-х, закончилась полным провалом, хотя тогдашний сетевой сервис обладал отличным потенциалом и до сих пор имеет своих преданных поклонников. Удивительный затерянный мир Apple назывался eWorld.

В 1994 году, приобретя суперскоростной модем U.S. Robotics Sportster, выдававший на-гора невероятные 9600 бит с секунду, в коробке наряду с драйверами я обнаружил дискету AOL Russia, которая запускала программу-установщик, предлагающую подключиться к популярнейшему информационному сервису America Online. В то время Повсеместно Протянутая Паутина, проще именуемая Web, только-только поднималась на ноги, и мир онлайн-информации безраздельно принадлежал таким гигантам, как AOL, CompuServe, Prodigy (ныне портал My TT&T), Delphi и GEnie.

Онлайновая информационная служба America Online распространяла свое программное обеспечение на дискетах практически с каждым продаваемым в мире модемом.

Все они, по сути, были информационными площадками, старающимися объединить под одной виртуальной крышей такие сервисы, как почта, новости, чат, форумы, хранилища программ и файлов. Подписавшись на услуги любого из них, а главное – оплатив подписку, пользователь персонального компьютера получал доступ к информационному раю и возможности безграничного общения с другими подписчиками. Удивить этим сейчас сложно, но в то время общение посредством компьютера было диковинкой.

В 1994-м компания Apple тоже попыталась прорваться на этот плотно укомплектованный рынок, анонсировав свой информационный портал eWorld. Этот электронный мир Apple не появился на пустом месте. Еще в 1985 году компания создала онлайновую службу AppleLink. Правда, предназначалась она не для пользователей «яблочной» продукции, а для дилеров, ее распространяющих. Кстати, AppleLink стала первой компьютерной информационной системой с графическим интерфейсом пользователя, в то время как подавляющее большинство подобных систем базировались на сложном в освоении интерфейсе командной строки.

Не обладая тогда собственными коммуникационными возможностями, Apple арендовала их у электронного гиганта General Electric (точнее, у его информационного подразделения GEIS), выплачивая ему ежегодно внушительные 30 миллионов долларов. Неудивительно, что в зависимости от набора услуг стоимость часа (!) подписки на AppleLink колебалась от 10 до 100 долларов.

Несмотря на дороговизну, сервис AppleLink приобретал все большую популярность среди продавцов товаров с лейблом Apple. Да и самому «яблочному» гиганту его содержание было выгодно. Ведь годовая экономия на технической поддержке своей продукции благодаря AppleLink составляла более 100 миллионов долларов.

Между тем среди поклонников Apple все громче и настойчивее звучали призывы о создании информационной службы подобной AppleLink, но ориентированной на конечных пользователей. Прислушиваясь к ним, Apple в 1988 году заключает партнерское соглашение с небольшим стартапом Quantum Computer Services, который создал небольшой информационный портал QuantumLink для пользователей персоналок Commodore 64. Именно на его базе в мае 1988-го была разработана площадка AppleLink Personal Edition, с помпой анонсированная на форуме AppleFest в Бостоне. При вполне демократичной стоимости от 6 до 15 (в зависимости от времени суток) долларов в час AppleLink для пользователей предоставляла доступ к почте, каталогу ссылок, магазинам программ и железной продукции Apple.

В основу AppleLink Personal Edition лег информационный портал QuantumLink, предназначенный для пользователей компьютеров Commodore 64.

Заключая соглашение с Quantum Computer Services, Apple не догадывалась, что взращивает конкурента America Online.

Сервис AppleLink Personal Edition за короткое время стал очень популярным среди пользователей компьютеров Mac.

Персональный вариант AppleLink быстро нашел множество поклонников. Достаточно отметить, что первое в истории человечества электронное письмо на космическую орбиту было доставлено именно через AppleLink Personal Edition. Однако тогдашнее руководство Apple (Стив Джобс с 1985 года уже не работал в созданной им компании), увлекшееся бизнес-перестановками и реорганизацией, не рассмотрело в AppleLink Personal Edition курицу, несущую золотые яйца, и фактически прекратило поддерживать и контролировать сервис.

А вот компания Quantum, на чьей базе AppleLink и работал, наоборот, увидела его могучий потенциал. В 1991 году, переименовав себя в громкое America Online, Quantum начинает предлагать информационные услуги AppleLink не только владельцам компьютеров Apple, но и вообще всем пользователям персональных компьютеров. Вот так, благодаря своей бизнес-безалаберности, гигант из Купертино и взрастил информационного гиганта AOL.

Молодая компания AOL предлагала практически те же услуги, что и AppleLink. Только для пользователей любых персональных компьютеров.

К 1994 году в активе онлайн-служб Apple оставался дилерский вариант AppleLink, все еще поддерживаемый General Electric и все еще дорогой как для Apple, так и для подписчиков сервиса. Для сокращения расходов компания наняла Питера Фрейдмана – многообещающего менеджера с дипломом Гарвардской школы бизнеса. Сделав AppleLink прибыльным, Фрейдман решил пойти дальше и предложил руководству Apple скрестить шпаги в конкурентной борьбе с AOL. Его предложением стал eWorld.

Идеологами eWorld кроме Фрейдмана стали Скот Конверс, Джеймс Айзекс и Клео Хаггингс. Благодаря этой дружной и креативной команде идея eWorld в короткие сроки обрела реальное воплощение: eWorld предстал в виде работающего на базе нового дата-центра AOL в Напа (Калифорния) портала и клиентского программного обеспечения – специализированного браузера, написанного как под компьютеры Mac, так и для выпускавшихся тогда наладонников Apple Newton MessagePad.

eWorld базировался в «городской» парадигме. Подписчики eWorld, соединившись с его сервером, попадали на настоящую городскую площадь, в которой каждое здание выполняло какую-либо информационную функцию. Например, отправить почту можно было из здания почтового отделения (eMail Center), пообщаться в чате и на многочисленных форумах в Community Center, почитать новости и подписные издания в небоскребе Newsstand, а приобрести программы для Mac, да и сами компьютеры можно было в гипермаркете Marketplace. В городе eWorld были и книжный магазин, и художественный музей. Не забыта была и техническая поддержка пользователей – достаточно было постучаться в Computer Center. Незабываемый графический вид eWorld разработала известная дизайнерская компания STAAC Group, а в названии eWorld, впервые в истории Apple, использовалась первая прописная буква. Знаменитая i появилась значительно позже. Многочисленные пользователи eWorld стали именовать друг друга ePeolpe (чем вам не iМаньяки?).

В распоряжении пользователей eWorld был целый электронный город, в котором каждый дом выполнял функцию информационного портала.

ePeople могли выбирать вид главной площади eWorld из нескольких десятков макетов

Прежде чем стать привычным для пользователя городским пейзажем, мир eWorld прошел долгий путь эскизных поисков образа.

Видя отличный потенциал eWorld, более четырехсот крупных медиаизданий, например «Нью-Йорк Таймс», разместили в eWorld свою информацию. Вовсю работали форумы и почтовая служба. Браузер eWorld по тем временам демонстрировал потрясающую функциональность, до которой было далеко появившемуся в 1993-м первенцу Web Netscape Navigator. ePeople с помощью своего браузера могли просматривать картинки, получать доступ к FTP-серверам, отправлять и получать почту, пользоваться чатом и подключаться к электронным доскам объявлений (BBS). При этом месячная подписка на eWorld составляла всего $8,95.

Пионер Web, браузер Netscape Navigator, в 1994-м не мог сравниться в функциональности с клиентом eWorld.

На волне популярности сервиса команда eWorld начала работать над подобным клиентским приложением для операционной системы Windows. Именно в это время eWorld и требовалась мощнейшая маркетинговая поддержка. Но тогдашний глава Apple Майкл Шпиндлер посчитал иначе. «К чему лишние расходы в виде дискет eWorld в поставке каждого Mac, достаточно папки с установочными файлами на жестком диске», – сказал он. Папка eWorld действительно была в каждой поставке Mac OS. Где-то в ее глубине. Да так глубоко, что большинство покупателей о ней так и не узнало. Зато дискеты AOL агрессивно поставлялись с каждым модемом (помните мой U.S. Robotics Sportster?), да и на большинстве Windows-компьютеров клиент AOL был предустановлен и красовался на рабочем столе.

Папка с дистрибутивом eWorld «пряталась» в глубинах файловой системы Mac OS. Большинство пользователей так и не находило ее.

Повторная бизнес-безалаберность руководства Apple стала причиной финансового краха eWorld. Вместо наращивания армии подписчиков сервис все больше терял их. В 1995 году в eWorld было зарегистрировано 115 000 пользователей. Сравните эту цифру с 3,5 млн подписчиков AOL, и картина станет ясной.

Последним ударом по электронному миру Apple стали большие финансовые потери компании к концу 1995 года. Новый глава Apple Джил Амелио, пришедший в компанию из National Semiconductor, не стал вникать в то, насколько популярен сервис. eWorld был упразднен, как и ряд других подразделений Apple.

31 марта 1996 года в полночьсостоялся последний слет ePeople и торжественная остановка сервиса. Процесс закрытия подробно задокументирован, а самому сервису создан и поддерживается мемориал памяти. Согласитесь, в мире интернета найдется мало вещей, удостоенных подобной чести.

В марте 1996 года сервис eWorld был официально закрыт.

В память о любимом сервисе ePeople сделали символический мемориал памяти.

Глядя на нынешние успехи Apple на поприще онлайн-магазинов, на строительство гигантского дата-центра в Северной Каролине, хочется верить, что компания сделала правильные выводы из потери eWorld в 90-х. Хочется верить, что нынешний облачный портал Apple MobileMe, называемый сейчас «хобби компании из Купертино», объединит свои возможности с магазинами App Store и iTunes Store и возродит мир eWorld в новой ипостаси. Например, в виде iWorld – многочисленные iPeople ждут этого.

Нынешний облачный информационный портал Apple MobileMe имеет несколько менее харизматичный вид, чем его предок eWorld.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить