Apple Graphic Tablet: «дедушка» айпада

Евгений Лебеденко / 10.04.2012 / 12:05

В наше время, когда планшеты стали повседневностью, а слово «фотошоп» нарицательным, сложно представить, что пару-тройку десятков лет назад рисование с помощью компьютера было ненамного проще, чем «вживую», на холсте. Компьютерная графика второй половины двадцатого столетия, как и большинство задач, решаемых в то время с помощью компьютера, требовала от художника искусного владения программированием.

Однако компания Apple, идеологией которой было создание компьютеров для обычных людей, решила, что с ее техникой художником может и должен стать кто угодно. Было бы желание и 650 долларов. Именно за эту сумму в 1979 году «яблочная» компания предложила своим покупателям Apple Graphic Tablet – графический планшет, подключаемый к ее сверхуспешному детищу Apple II. Уникальное для тех времен устройство ввода, если учесть, что мышью компьютеры Apple в новой линейке Macintosh обзавелись только спустя пять лет. Может быть, именно тогда воображение Стива Джобса и начало рисовать картину мира, где у каждого жителя планеты будет свой собственный планшет.

1979 год. Планшетный дебют Apple

Прежде чем начать рассказ об Apple Graphic Tablet, стоит упомянуть тот факт, что к концу семидесятых годов прошлого столетия работы в области компьютерной графики и разработки дигитайзеров (digitizers) велись вовсю, а принципы преобразования графической информации в электрические сигналы были достаточно хорошо проработаны в таких устройствах, как, например, Telautogtaph – прообразе факсимильных аппаратов.

Над конструкцией устройств ввода графической информации в компьютер начиная с шестидесятых годов прошлого столетия трудились крупнейшие исследовательские центры – RAND Corporation и Xerox PARC. Вот только результаты их работы использовались в дорогих высокопроизводительных графических станциях, владение которыми могла себе позволить не каждая компания, не говоря уже об обычных потребителях.

Но персональные компьютеры создавались в расчете именно на последних. Поэтому в Apple и решили предоставить недоступный большинству мир компьютерной графики по вполне демократичной цене.

При этом изобретать велосипед, а уж тем более соревноваться с разработчиками графических станций компания из Купертино и не планировала. Вместо ведения собственных разработок в области графических планшетов она поступила проще – нашла производителя, согласившегося адаптировать свою продукцию под весьма скромные ресурсы компьютера Apple II.

Компания Summagraphics, основной продукцией которой в то время была популярная линейка дигитайзеров Summasketch, согласилась на сотрудничество с набирающей популярность Apple в расчете на расширение потребительской аудитории.

В качестве производителя аппаратной части своего первого планшета Apple выбрала компанию Summagraphics.

В результате сотрудничества инженеров двух компаний появилось уникальное для семидесятых годов инженерное творение – дигитайзер Summagpaphics, которым управлял персональный компьютер Apple.

Стоит отметить, что подобный альянс никогда не смог бы состояться, не будь персональный компьютер Apple II готовым к работе с графикой. В состав его базового программного обеспечения Applesoft BASIC были введены BASIC-команды HCOLOR, HPLOT, SHAPE, DRAW, SCALE и ROTATE, связанные с рисованием графических примитивов, а режим высокого разрешения (High Resolution Mode), поддерживаемый этим компьютером, в базовом варианте обеспечивал отображение шестицветной палитры. Причем благодаря усилиям энтузиастов из таких компаний-производителей видеоигр, как Sierra On-Line, цветовая гамма Apple II была расширена до ста цветов. Согласитесь, очень неплохо для компьютера с 48 килобайтами оперативной памяти и процессором, работающим на частоте 1 мегагерц.

Компьютер Apple II обладал вполне приличными графическими возможностями.

Технологической базой планшета являлась схема на основе электромагнитной индукции, в которой поверхность планшета и стилус выступали в роли перемещающегося замкнутого контура, в котором возникала электродвижущая сила и, как следствие, вызванный ей электрический ток. При этом поверхность планшета создавала внушительное магнитное поле. Именно поэтому в руководстве пользователя настоятельно рекомендовалось держать от нее подальше дискеты, а также любые электромагнитные приборы – например, электродвигатели, сильные постоянные магниты и даже массивные металлические объекты. И если навредить дискетам мог сам планшет, то в случае электродвигателей и магнитов он становился «жертвой». При контакте с ними происходила дезориентация точно настроенного электромагнитного контура, вызывающая появление на поверхности планшета «слепых зон» – участков, в которых не распознавалось прикосновение стилуса. Правда, в сервисных центрах Apple имелась возможность восстановления работоспособности Apple Graphics Tablet.

Конечно, небольшая стоимость планшета определяла и качество его сборки. Так, схема первой версии планшета была смонтирована… на листе фанеры, при этом пластиковое покрытие днища и фронтальной поверхности прилегали к ней далеко не идеально.

Качество сборки первого варианта «яблочного» планшета было, мягко говоря, на тройку.

Плата расширения, к которой подключался планшет.

Разработанный планшет получил коммерческое наименование Apple Graphics Tablet и в 1979 году начал поставляться в составе расширенного набора Apple II, названного Graphics Kit.

Кроме самого планшета с интерфейсным кабелем, в состав набора входил стилус (Graphics Tablet’s Indicator Pen), плата расширения (Graphics Tablet’s Interface Card), подключаемая к одному из восьми слотов для периферийного оборудования, которыми обладал Apple II, и дискета GRAPHICS TABLET SOFTWARE, содержащая то самое расширение Applesoft BASIC, превращающее «яблочный» компьютер в мольберт.

Вот так выглядел «набор компьютерного художника» по версии Apple.

Подключив к плате расширения интерфейсные кабели стилуса и планшета и установив ее внутрь Apple II, пользователь фактически мог приступать к работе. Достаточно было вставить в дисковод дискету с планшетным софтом, чтобы через несколько секунд получить приглашение программного обеспечения. Вызов меню, традиционно для программ Apple, выполнялся нажатием клавиши «Esc».

Экраны Apple II с работающим программным обеспечением GRAPICS TABLET SOFTWARE.

Apple Graphics Tablet. Функции планшета

Несмотря на невысокую стоимость и работу в связке с весьма маломощным персональным компьютером, Apple Graphics Tablet был полнофункциональным дигитайзером со всеми присущими этому классу устройств функциями.

Управление функциями планшета осуществлялось с помощью самого планшета, что для пользователей персональных компьютеров, привыкших к режиму командной строки, было весьма необычно. По краям планшета были расположены активные области, выполнявшие роль виртуальных кнопок. Сами кнопки были напечатаны на майларовой пленке-оверлее, которая укладывалась поверх рабочей поверхности планшета. На ней также была изображена координатная сетка.

Команды управления, изображенные на пленке-оверлее, делились на два типа: первый – управление режимами рисования и измерения расстояний; второй – управление сервисными режимами, такими как калибровка стилуса, очистка экрана, работа с режимом окна ViewPort и экранной лупой Reducer, а также сброс всех установок Reset.

Режимы работы планшета Apple Graphics Tablet.

В режиме рисования пользователь мог создать изображение «с чистого листа» или загрузить его из каталога ранее созданных изображений с помощью команд Catalog и Load. Также законченный шедевр можно было сохранить в каталоге с помощью команды Save.

Инструменты рисования были весьма разнообразны. Основным был режим DOTS – растровое попиксельное рисование. Для работы с готовыми прямоугольниками предназначались режимы BOX и FRAMES. Благодаря функции PEN COLOR счастливый обладатель цветного дисплея Apple II мог оперировать белым, черным, зеленым, фиолетовым и оранжевым цветами изображаемых линий.

По умолчанию вся рабочая поверхность планшета была доступна в качестве холста. Если же требовалось ограничить область рисования, можно было включить режим VIEWPORT, формирующий на поверхности планшета виртуальное окно, границы которого настраивались пользователем. В режиме VIEWPORT стилус работал только в пределах границ созданного окна.

В этом же режиме пользователь мог применять экранную лупу. Команда REDUСER позволяла увеличивать часть ограниченного окном изображения для более детальной его проработки.

Если же пользователь был заядлым путешественником, Apple Graphics Tablet помогал ему рассчитать протяженность маршрута. Для этого следовало под пленку-оверлей положить карту, выбрать команду DISTANCE, задать единицы измерения маршрута и провести стилусом от начальной до конечной точек пути. Планшет не хуже курвиметра справлялся с измерением длины извилистых линий.

Перечисленные выше функции Apple Graphics Tablet были базовыми, и именно они располагались на дискете GRAPHICS TABLET SOFTWARE. С их помощью любой человек, только начинающий осваивать премудрость персональных компьютеров, мог быстро ознакомиться с азами компьютерной графики.

Но Apple не была бы сама собой, если бы не позволила пользователю расширить имеющиеся горизонты. Именно поэтому кроме базовой функциональности на дискете с планшетным софтом дополнительно находились TABLET-CODE APPLESOFT – среда программирования на Applesoft BASIC, заточенная специально для работы с функциями планшета, написанная на машинном коде подпрограмма QUICK-DRAW – основа графической функциональности Apple Graphics Tablet, набор утилит, обеспечивающих более тонкую настройку базовых функций планшета.

Низкоуровневое программное обеспечение планшета традиционно для того времени располагалось в ROM-памяти на интерфейсной карте.

Благодаря этим программным компонентам и детальному описанию работы с ними, представленному в увесистом руководстве пользователя, любой человек, увлекающийся программированием на Applesoft BASIC, мог создать собственную программу, работающую с планшетом и обладающую более продвинутой функциональностью, чем набор операций «из коробки».

В руководстве пользователя планшетом были подробно расписаны принципы его программирования и приведены исходные тексты всех используемых для этого программ.

Так, например, одной из таких программ была популярнейшая программа Utopia Graphics Tablet System, разработанная известным американским музыкантом и продюсером Тодом Рундгреном (Todd Rundgren) и названная им так в честь группы Utopia – инструментального проекта, в котором он выступал и в роли продюсера, и в роли музыканта. Рундгрен, будучи человеком с широким спектром увлечений, одним из первых оценил потенциал персональных компьютеров Apple и с интересом занимался программированием на них. Появление же Apple Graphics Tablet он воспринял как возможность расширения своей творческой деятельности. Программа Utopia существенно расширяла базовые функции планшета. В ней появилось множество инструментов рисования, поддерживалось девяносто четыре оттенка цвета и более сорока уникальных оттенков кисти.

Одну из лучших программ для работы с Apple Graphics Tablet создал музыкант Тод Рундгрен.

Реклама программы Utopia в каталоге Apple 1981 года.

Безусловно, кроме Utopia, графический планшет Apple в скором времени обзавелся массой стороннего софта. Для него даже выпускались дополнительные пленки-оверлеи, предназначенные для работы, например, профессиональных дизайнеров.

Пленка-оверлей, используемая с набором программ для профессионального дизайна.

Несмотря на небольшую стоимость и внушительный функционал, Apple Graphics Tablet не пользовался большой популярностью, оставаясь скорее инструментом профессионалов, использующих технику Apple. Кроме чисто маркетинговых проблем, первая версия планшета в 1981 году была снята с производства из-за обнаруженных комиссией FCC электромагнитных помех, создаваемых его схемой. Второй вариант планшета, с устраненными проблемами электромагнитной совместимости, был выпущен Apple в 1983-м для компьютеров Apple IIe. Но и его ожидала недолгая «жизнь» – появление в 1984 году компьютеров Apple Macintosh, ставших бестселлером компании и позволяющих все действия, в том числе и рисование, выполнять с помощью мыши, свели на нет продажи первого «яблочного» планшета.

История, сделав несколько витков спирали, вернула потребителю планшеты Apple. Конечно, современный iPad содержит в едином корпусе и компьютер, и дисплей, и дигитайзер, что требует отнести его к особому классу устройств. Но стоит помнить, что за безупречной картинкой, рисуемой iPad из далеких восьмидесятых, проглядывает его предок – уникальный Apple Graphics Tablet.

«Дедушка» и «внук» планшетного племени Apple.

blog comments powered by Disqus
Обратная связь
Имя
E-mail
Сообщение:

Отправить